Форум » ...гуманитарных дисциплинах » Бим-Бад Б. М., Стрельцова Л. Е. Примеры задач на понимание литературных произведений » Ответить

Бим-Бад Б. М., Стрельцова Л. Е. Примеры задач на понимание литературных произведений

zaharov: Бим-Бад Б. М., Стрельцова Л. Е. Примеры задач на понимание литературных произведений http://bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=276&binn_rubrik_pl_articles=121 ПРИМЕРЫ ЗАДАЧ НА ПОНИМАНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Б. М. Бим-Бад, Л. Е. Стрельцова Памятка по решению литературных задач 1. Перескажи содержание и вопрос задачи своими словами. Проверь, не упустил ли ты какого-нибудь из условий или не ввел чего-нибудь дополнительного от себя, чего нет в тексте и вопросе задачи. 2. Как можно ярче и яснее представь себе события, действующих лиц, их внешность, поступки, манеру говорить и т. д., всё, что относится к задаче. 3. Проверь, не противоречат ли твои представления тексту произведения. 4. Отвечая на вопрос задачи, ищи слова и отрывки в изучаемом произведении, которые заставляют тебя думать так, а не иначе. 5. Ответь себе на вопрос, могут ли эти слова в других случаях иметь иное значение. Сопоставление с какими другими местами в произведении заставляет тебя выбрать именно эти, а не другие возможные значения? 6. Проверь, является ли твое решение ответом на вопрос задачи. Полон ли ответ, все ли данные произведения ты учел при ответе ? Нет ли лишнего, не относящегося к вопросу задачи? 7. Проверь, правилен ли твой ответ. Посмотри, совпадает ли твое решение с другими событиями, поступками, высказываниями, описаниями, данными в произведении. 8. Проверь, готов ли ты ясно и убедительно изложить доказательство решения. --------------------------------------------------------- Задачи к повести "Дубровский" А. С. Пушкина1 * "Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин, Кирила Петрович Троекуров." Так начинается повесть. Скажите, какие слова помогают нам предположить, что Троекуров очень богат? Какое слово свидетельствует о знатности Кирилы Петровича? * Продолжая чтение, мы получаем подтверждение полученным из первой фразы сведениям об этом помещике: ’"Его богатство, знатный род и связи (вспомните: "старинный русский барин") давали ему большой вес в губерниях (множественное число!), где находилось его имение." Но в этом предложении заложена и характеристика Троекурова. Докажите это, обратив внимание на то, что Пушкин счел необходимым не просто сообщить о "большом весе", который имел Троекуров в своих губерниях, но уточнить, что именно придавало ему вес. * Какое чувство может возникнуть у читателя по отношению к человеку, который, как это бывало с Троекуровым, "Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе"? * Покажите, что в устах старого кучера Антона русское cлово приобретает красоту, отличается точностью, а речи Троекурова оставляют впечатление косноязычия. Какие мысли хотел передать автор читателю с помощью этой речевой характеристики героев? * В следующем отрывке отыщите слова, показывающие, что А. С. Пушкин видел несколько причин появления таких отвратительных и страшных людей, как барин Троекуров: "Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения ... В домашнем быту Кирила Петрович высказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума". Назовите эти причины. Которую из них вы считаете главной и почему? * Какой смысл вложим мы в слова "старинный русский барин" после того, как дочитаем повесть до конца и все узнаем о Троекурове? * Чтобы глубоко понять повесть, важно живо и полно представить себе все лучшее, что было в старом Дубровском. За что мы сочувствуем ему? Как относится автор повести к Андрею Гавриловичу Дубровскому, к его недостаткам и достоинствам ? Почему вы думаете так, а не иначе ? * Чем было вызвано и как проявилось негодование крестьян Дубровского? Какие детали поведения заседателя суда Шабашникова свидетельствуют о грозной силе народного возмущения? Каким предупреждением и предсказанием дворянам того времени служит сцена бунта в Кистеневке? * Когда Владимир Дубровский убеждал крестьян не трогать чиновников, он сказал: "Не бойтесь, государь милостив, я буду просить его. Он нас не обидит. Мы все его дети." Однако вместо просьб и прошений Дубровский стал "грабить помещичьи дома и предавать их огню." Автор не противопоставляет слова и дела Дубровского прямо. Но мы понимаем, что эта "забывчивость" Дубровского имеет глубокий смысл. Какой? * Как характеризует няню Егоровну ее письмо Владимиру, встреча, которую она оказала молодому Дубровскому, и ее слова, обращенные к больному старому барину: "Зачем ты встал с постели, на ногах не стоишь, а туда же норовишь, куда и люди" (глава III)? В самом конце повести есть слова, позволяющие проверить читателю, правильно ли он разгадал по названным поступкам характер Егоровны. Найдите эти слова и скажите, о чем они свидетельствуют и как помогают лучше представить себе облик этой простой русской женщины. * Отчасти уже в I и, главное, в III главе повести заложены некоторые сведения о Владимире Дубровском и Маше Троекуровой. Найдите их. Какие события предвещают они и почему вы так думаете? * Из писем матери Владимира его отцу, направленному из Кистеневки в армию во время турецкого походами, из портрета ее предстает перед нами образ прекрасной женщины. Какие достоинства ее особенно подчеркивает автор повести ? Почему помогает нам этот образ лучше понять отказ Маши от свободы, которую так поздно, с ее точки зрения, предложил ей Дубровский? Сочувствует ли автор твердости Маши? Как вы узнали? * По каким многочисленным и разнообразным признакам, мы узнали, что среди многих проблем, поднятых Пушкиным в повести, важное место занимает проблема человеческого достоинства ? * Какая мысль о влиянии "дикого барства" на людей возникает при чтении слов: "С крестьянами и дворовыми обходился он строго и своенравно; несмотря на то, они были ему преданы: они тщеславились богатством и славою своего господина и в свою очередь позволяли себе многое в отношении к их соседям, надеясь на его сильное покровительство.". Какое важное событие в сюжете повести предвещают эти слова? К стихотворению М. Ю. Лермонтова "Парус" * Стихотворение "Парус" наводит на размышление о людях, презирающих покой и ищущих битвы, мятежа, бури. Сочувствует ли им поэт? Гордится ли ими? Обоснуйте свой ответ. * Пусть жизнь человека протекает в достатке, пусть покой и даже красота окружают его, но он не может быть счастлив в одиночку, не может быть доволен счастьем для себя. Пусть враждебные силы неизмеримо могущественнее его, но он принимает бой, он хочет померяться силами со слепой и неудержимой стихией. Пусть даже гибель! Зато он будет сражаться, он не будет рабом! Докажите, что в стихотворении "Парус" заложены эти мысли. Покажите, что они выражены гораздо сильнее и красивее, чем это можно сделать прозой. * Какой бы вам хотелось услышать песню на стихи "Паруса", бодрой, веселой или томительно-грустной ? Какие строки следовало бы пропеть с особой выразительностью и силой ? Почему именно эти строки ? Н. В. Гоголь. Тарас Бульба. * "... и казаки, прилегши несколько к коням, пропали в траве. Уже и черных шапок нельзя было видеть; одна только быстрая молния сминаемой травы показывала бег их." Какая картина украинской степи, что была домом, колыбелью и могилой казака, степи, что воспитывала, выковывала его характер, возникает в воображении, когда мы читаем эти строки? Как метафора "молния травы" помогла нам представить людей, покоряющих эту "сказочно-богатырскую степь"? * Какую сторону повести можно охарактеризовать словами Гоголя обо всей истории Украины, в которой имеется "и поток речей неугасимой отрасти, и решительный, отрывистый лаконизм силы и свободы, и ужасный, дышащий мщением порыв, и грубые суровые добродетели, и железные, несмягченные пороки, и самоотвержение неслыханное". * В повести "Тарас Бульба" Н. В. Гоголь часто использует сравнения, чтобы выделить ту или иную черту своих героев. Так, о матери Остапа и Андрия он пишет: "Она с жаром, страстью, со слезами, как степная чайка, вилась над детьми своими...". "Но, когда выехали они за ворота, она, со всей легкостью дикой козы, несообразной ее летам, выбежала за ворота...". Встретившегося казакам в степи татарина Гоголь описывает так: "Маленькая головка с усами уставила издали прямо на них узенькие глаза свои, понюхала воздух, как гончая, и, как серна, пропала, увидевши, что казаков было тринадцать человек". О запорожце, первым попавшемся на пути Тараса в Сечи, Гоголь пишет: "Запорожец, как лев, растянулся на дороге". Что общего в характере всех этих сравнений? Найдите в тексте повести другие сравнения и посмотрите, сохраняется ли и там характер сравнений, обнаруженный вами. Почему подобные сравнения значительно помогают нам понять образы героев повести? * Силу, красоту к мужество Остапа н Андрия в момент сражения показывает Гоголь с помощью сравнений. "Как плавающей в небе ястреб, давший много кругов сильными крылами, вдруг останавливается, распластанный, на одной месте, и бьет оттуда стрелой на раскричавшегося у самой дороги перепела, так Тарасов сын, Остап, налетел вдруг на хорунжего..." Об Андрии Гоголь пишет: "А он, между тем, объятый пылом и жаром битвы,... понесся, как молодой борзой пес, красивейший, быстрейший и молодший всех в стае. Атукнул на него опытный охотник - и он понесся, пустив прямой чертой по воздуху свои ноги, весь покосившись на бок всем телом, взрывая снег и в десять раз выпереживая самого зайца в жару своего бега. Остановился старый Тарас и глядел на то, как он чистил перед собою дорогу, разгонял, рубил и сыпал удары направо и налево". Но Остап и Андрий в разных станах. Первый с казаками, второй с ляхами. Покажите, как сравнения подчеркивают разницу между братьями. * Докажите, что чувства владеют Андрием сильнее, чем разум, а Остап - не просто более сдержанный, но еще и более умный, осмотрительный человек. Материал для доказательства возьмите из описания боя. * Образ Тараса Бульбы глубоко врезался в сознание нашего народа, создавшего пословицу: "Отыскался след Тарасов!" Объясните смысл этой пословицы, учитывая, что особенно часто приводами ее в годы Великой Отечественной войны (Указание. - Слово "след" означает здесь "наследник"). * Если Тарас - наиболее законченный тип казака-патриота, то зачем даны в повести Остап и Андрий? Какую мысль несут в себе образы Кукубенко, Мосия Шило и всего казачества? * Как доказать, что казачье войско - не фон, не историческая декорация в повести, а один из главных его героев? * Припомнив былину об Илье Муромце, расцените, какое впечатление создается о запорожских казаках в результате прямого заимствования былинных средств изобразительности в описании сражения с поляками: "Где прошли незамайновцы - так там и улица, где повернулися, - там уже и переулок.". Н. А. Некрасов. На Волге. * Восстановите, исходя из отдельных намеков и из общего смысла поэмы, мечты и планы молодого Валежникова. * Валежников говорит о себе: "Привычка не искать опор Меня вела своим путем, Пока розданного рабом Самолюбивая судьба Не обратила вновь в раба." Какое значение вложено здесь в слово "раб"? Как объединяет это слово Валежникова и бурлаков ? * Какие стихи в поэме создают контраст между величием, свободными просторами, красотой родины и неволей, страданиями ее сыновей? Какой образ помогает создать этот контраст ? * Мальчиком еще потрясенный Валежников подслушал разговор бурлаков: "... Эх, напасть! Когда бы зажило плечо, Тянул бы лямку, как медведь, А кабы к утру умереть - Так лучше было бы еще..." Он замолчал и навзничь лег, Я этих слов понять не мог, Но тот, который их сказал, Угрюмый, тихий и больной, С тех пор меня не покидал! Он и теперь передо мной ..." Что значили слова бурлака, которых не мог понять тогда маленький Валежников? * Краткое упоминание о приказчике, бегающем со своей спутницей по палубе "расшивы" (баржи), усиливает трагическую ноту поэмы. Почему? Ведь в самих словах о приказчике нет ничего грустного, напротив, эпизод этот как бы пронизан солнцем и радостью. А. П. Чехов. Толстый и Тонкий. * В рассказе "Толстый и Тонкий А. П. Чехов оставляет двух приятелей безымянными. Имеет ли этот факт значение для понимания авторского отношения к героям? Какую обобщенную мысль об обществе выразил Чехов одной этой деталью ? * Какое качество своей жены ценит Тонкий больше воего? Как вы узнали? * Рассказ "Толстый и Тонкий" делится на две части. Первая часть кончается словами: "приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез. были приятно ошеломлены". Вот заключительные слова второй части того же рассказа: "Тоникй пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: "хи-хи-хи". Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены". Вчитываясь в каждое слово рассказа, докажите, что в первой части описывается встреча двух людей, а во второй - встреча двух чиновников. М. А. Светлов. Гренада. * Что такое малахит? Где он встречается? Что хотел подчеркнуть поэт, называя молодую траву "степным малахитом"? * Отряд конников, обнажив сабли, неудержимо мчится на врага. Бойцы громко поют лихую, широкую песню: "Эх, яблочко, куда ты катишься,..". В боях много героев сложило голову, погибло с песней на устах. Их предали земле. Вместе с ними трава покрыла и схоронила их песню. Тихо, шагом идет эскадрон... Давно это было. Но и сейчас под степной зеленой травой хранится "Яблочко" - песня. Покажите, что все сказанное действительно содержится и лучше, точнее, короче, красивее, сильнее передано в одном только первом восьмистишии стихотворения "Гренада": "Мы ехали шагом, Мы мчались в боях, И "Яблочко" - песню Держали в зубах. Ах, песенку эту Доныне хранит Трава молодая - Степной малахит." * В первых четырех строчках стихотворения Светлова найдите точное созвучие возгласу "Ах" (начало пятой строки). Какой смысл рождается из этого созвучия? * В последней строфе стихотворения ’"Гренада" Светлов повторяет несколько раз: "Не надо, ребята о песне тужить, Не надо, не надо, не надо, друзья!" Но в той же строфе скрыто прямо противоположное утверждение? Отыщите его. --------------------------------------------------------------------------------- Публикуется с изменениями по кн.: Бим-Бад Б. М., Стрельцова Л. Е. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ (экспериментальный дидактический материал - VI класс) / Под редакцией И. Я. Лернера. Москва: НИИ общей педагогики АПН СССР; Лаборатория общих проблем дидактики, 1971. - 31 с. 1 В скобках приводится комментарий составителей. ==========================

Ответов - 0



полная версия страницы