Форум » Обо всем по чуть-чуть » Портрет среднестатистического американского профессора » Ответить

Портрет среднестатистического американского профессора

zaharov: В фас и профиль Портрет среднестатистического американского профессора http://www.ug.ru/00.37/t30.htm Один мой американский коллега из Государственного университета штата Огайо, вернувшись из поездки в Россию по программе академического обмена, искренне признался: - Я преклоняюсь перед российскими профессорами!.. - Почему? - поинтересовался я. - Поражаюсь, - с присущим американцам восторгом ответил он, - как ваши профессора, имея 720 часов нагрузки и всего лишь 700 долларов в год, тем не менее умудряются готовить высококлассных специалистов на уровне мировых стандартов?! Восторг моего коллеги вполне объясним, он всего лишь "ощутил разницу": согласно прошлогоднему докладу Научно-исследовательского института по проблемам высшего образования Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, среднестатистический американский профессор имеет годовую нагрузку 240 часов и получает 45 тысяч долларов в год. Личное дело Если попытаться "нарисовать" портрет среднестатистического американского профессора, то он будет выглядеть примерно так: пол - мужчина (63,8% американских профессоров - мужчины, 36,2% - женщины); возраст - 45-54 года (средний возраст американских профессоров, по данным на 31 декабря 1998 г.: моложе 34 лет - 8,6%, 35-44 года - 25%, 45-54 года - 34,9%, 55-64 года - 27,6%, старше 65 лет - 4,9%. Причем по сравнению с исследованием 1989 года данные фиксируют старение профессорско-преподавательского состава); этническое происхождение - англо-американец, то есть белый (91,7% американских профессоров - белые, 3,3% - азиатского происхождения, 2,6% - афро-американцы, 2,0% - индейцы (или коренные американцы); семейный статус - женат (76,9% американских профессоров женаты); политическая ориентация - либерально-центристская (профессоров крайне левых взглядов - 5,2%, либералов - 39,6%, центристов - 37,2%, консерваторов - 17,6%, крайне правых - 0,4%. Иными словами, американская профессура - далеко не радикальная часть общества). Регалии В системе высшего образования США ученое звание профессора делится на три категории: Full Professor - аналог российского профессора, Associate Professor - аналог доцента, Assistant Professor - аналог старшего преподавателя. Кроме профессоров, в американских университетах ведут занятия инструкторы, помощники преподавателя и лекторы. Процентное распределение профессорско-преподавательского состава вузов США по отдельным категориям таково: профессора - 33,4%, доценты - 25,3%, старшие преподаватели - 22,2%, инструкторы - 14,7%, лекторы - 2,8%, прочие - 1,6%. 61,4% американских профессоров имеют самую высшую в США ученую степень - доктора философии (Ph.D.), 25,2% - степень магистра, 2,4% - степень бакалавра. Основная забота профессоров - преподавание (90,6%), в то время как научно-исследовательская и административная работа составляет соответственно 5,3% и 3,1% от общей структуры профессиональной деятельности американских профессоров. Именно поэтому невысока их научная продуктивность: в среднем 1-2 статьи в год. В отношении написания и издания книг, учебных или методических пособий 56,9% американских профессоров бесплодны, 26,9% профессоров издают 1-2 книги в год, 9,1% - 3-4 книги, 5,3% - 5-10 книг и т.д. Причем американские профессора предпочитают печататься в соавторстве (76%), нежели индивидуально (24%). Средняя годовая учебная нагрузка профессора составляет около 240 часов. В среднем в неделю американский профессор проводит 9 часов аудиторных занятий (причем нагрузка одинаковая как у профессора, так и у старшего преподавателя). Подготовка к занятиям занимает 9-12 часов в неделю. Консультации - 1-4 часа в неделю. Такое же количество времени уходит на участие в заседаниях кафедр и различных комиссий. 4-5 часов в неделю американский профессор посвящает научно-исследовательской работе, в том числе написанию статей и учебных пособий. Наиболее распространенная форма академических занятий в американских университетах - учебные дискуссии (67,7%). Они носят опережающий характер: на каждое очередное занятие студенты приходят, предварительно прочитав материал новой темы по учебнику и выделив для себя наиболее трудные, проблемные моменты. Задача профессора: раскрыть и объяснить именно эти проблемные моменты, а не излагать весь материал. Помимо учебных дискуссий, наиболее часто американские профессора применяют методы кооперативного обучения (малые группы - 35,5%), групповые и индивидуальные проекты (23,6% и 34,1% соответственно), использование новых информационных технологий (19,9%). Сугубо лекционные формы учебных занятий в американских университетах используются в 48,5% случаев. Среди методов контроля и оценки учебных достижений студентов преобладают письменные работы (43,6%), тесты (26,6%), выступления с докладами (34,1%), устные зачеты и экзамены (35,2%), курсовые или дипломные проекты (37,4%) и т.д. В своей работе со студентами американские профессора стремятся достичь следующих академических целей: развитие научного мышления студентов - 99,4%, подготовка студентов к будущей профессии - 70,7%, воспитание гражданина США - 60,0%, воспитание человеческих ценностей - 59,7%, изучение классики - 28,4%, подготовка студентов к семейной жизни - 17,8%. Практически каждый американский профессор имеет свой отдельный офис на кафедре, персональный телефон и компьютер, подключенный к сети "Интернет". Использование компьютера включает: общение по электронной почте - 73,2%, подготовку учебных материалов и конспектов лекций - 62,2%, написание статей и книг - 35,1%, использование Интернета для научных исследований - 13,1%. Зарплата и условия жизни Получить работу профессора в США - занятие далеко не из легких. Нельзя сказать, что она - престижная, но то, что она обеспечивает стабильное благополучное существование, - это правда. Поэтому такого понятия, как "текучесть кадров" в профессорско-преподавательской среде, практически не существует. Поступая на работу, будущий профессор подписывает контракт, который обновляется каждые 5 лет. Годовые контракты могут быть разные: продолжительностью 9-10 рабочих месяцев в году или же 11-12 месяцев. Средняя зарплата профессора - 50-60 тыс. долларов в год, доцента - 40-50 тыс. долларов, старшего преподавателя - 30-40 тыс. долларов. На фоне 20% американских сограждан, находящихся за чертой бедности и получающих 8 тыс. долларов в год, и 20% богатых американцев, получающих 102 тыс. долларов в год, американская профессура выглядит вполне достойно, представляя типичный средний класс американского общества. Кроме основной зарплаты, каждый профессор имеет индивидуальные средства в бюджете кафедры на научные конференции и поездки. Университеты также покрывают львиную долю медицинской страховки профессора. Уровень зарплаты профессоров разного профиля может существенно варьироваться: так, профессора-медики и профессора-юристы - самые высокооплачиваемые работники американских университетов. Их зарплата может достигать нескольких сотен тысяч долларов в год. Немаловажно то, что у американских профессоров достаточно обеспеченная старость: пенсия среднего американского профессора - 40-50 тыс. долларов в год. Он, как правило, имеет загородный дом и как минимум один автомобиль. Любимая работа? В целом американская профессура удовлетворена своей работой (75,3% опрошенных), а также отдельными ее условиями, как, например: учебной нагрузкой - 56,8%, условиями труда - 71,6%, академической независимостью - 86,8%, безопасностью работы - 74,8%, компетентностью своих коллег - 73,5%, уровнем зарплаты - 49,0%, подготовкой студентов - 41,9%. Принципиальным моментом является то, что уровень удовлетворенности своей работой в среде американских профессоров неуклонно растет: с 68% в 1989 году до 75% в 1999-м. Среди личностно-значимых целей средний американский профессор выделяет прежде всего цель быть хорошим преподавателем (98%), далее "по списку" - быть хорошим коллегой (89,8%), содержать семью (73,5%), помогать ближнему (64,5%), быть экспертом в своей области (54,1%). В то время как цели меркантильного характера (например, быть финансово состоятельным (37%), иметь влияние на политические структуры (14,2%) и т.д.) находятся гораздо ниже в данной иерархии. Главными мотивами выбора "трудовой стези" для американских профессоров являются благоприятная интеллектуальная среда (84,3%) и академическая свобода (78,1%). При этом престиж профессии для них не играет особой роли (17,4%) и не мешает быть истинными патриотами своего дела: 84,6% американских профессоров гордятся своим университетом (факультетом, кафедрой) и искренне заинтересованы в его успехах. Исследование проводилось среди 33.785 представителей профессорско-преподавательского состава 378 американских университетов и колледжей. Мурат ЧОШАНОВ, профессор Государственного университета штата Огайо

Ответов - 0



полная версия страницы