Форум » Обо всем по чуть-чуть » КАК УЧИЛИ И УЧИЛИСЬ В ДРЕВНЕЙ РУСИ » Ответить

КАК УЧИЛИ И УЧИЛИСЬ В ДРЕВНЕЙ РУСИ

zaharov: КАК УЧИЛИ И УЧИЛИСЬ В ДРЕВНЕЙ РУСИ http://russzastava.narod.ru/kakuchili.html Соблазн "заглянуть" в прошлое и собственными глазами "увидеть" ушедшую жизнь обуревает любого историка-исследователя. К тому же для подобного путешествия во времени не требуется фантастических приспособлений. Древний документ - самый надежный носитель информации, который, подобно волшебному ключу, отмыкает заветную дверь в прошлое. Такую благословенную для историка возможность получил Даниил Лукич Мордовцев* - известный в XIX веке журналист и писатель. Его историческая монография "Русские школьные книги" опубликована в 1861 году в четвертой книжке "Чтений в обществе истории и древностей Российских при Московском Университете". Работа посвящена древней русской школе, о которой в то время (а впрочем, и сейчас) еще так мало было известно. ... А прежде сего училища бывали в Российском царствии, на Москве, в Великом Новограде и по иным градам... Грамоте, писати и пети, и чести учили. Потому тогда и грамоте гораздых было много, и писцы, и чтецы славны были во всей земле. Из книги "Стоглав" Многие и по сию пору уверены, что в допетровскую эпоху на Руси вообще ничему не учили. Более того, само образование тогда якобы преследовала церковь, требовавшая только, чтобы ученики кое-как твердили наизусть молитвы и понемногу разбирали печатные богослужебные книги. Да и учили, мол, лишь детей поповских, готовя их к принятию сана. Те же из знати, кто верил в истину "учение - свет...", поручали образование своих отпрысков выписанным из-за границы иностранцам. Остальные же обретались "во тьме незнания". Все это опровергает Мордовцев. В своих исследованиях он опирался на любопытный исторический источник, попавший к нему в руки, - "Азбуковник". В предисловии к монографии, посвященной этой рукописи, автор написал следующее: "В настоящее время я имею возможность пользоваться драгоценнейшими памятниками 17-го века, которые еще нигде не были напечатаны, не упомянуты и которые могут послужить к объяснению интересных сторон древней русской педагогики. Материалы эти заключаются в пространной рукописи, носящей название "Азбуковника" и вмещающей в себя несколько разных учебников того времени, сочиненных каким-то "первопроходцем", отчасти списанных с других, таких же, изданий, которые озаглавлены были тем же именем, хотя и различались содержанием и имели различный счет листов". Исследовав рукопись, Мордовцев делает первый и важнейший вывод: в Древней Руси училища как таковые существовали. Впрочем, подтверждает это и более древний документ - книга "Стоглав" (собрание постановлений Стоглавого Собора, проходившего с участием Ивана IV и представителей Боярской думы в 1550-1551 годах). В ней содержатся разделы, говорящие об образовании. В них, в частности, определено, что училища разрешено содержать лицам духовного звания, если соискатель получит на то разрешение у церковного начальства. Перед тем, как выдать ему таковое, надлежало провести испытания основательности собственных познаний претендента, а от надежных поручителей собрать возможные сведения о его поведении. Но как были устроены училища, как управлялись, кто в них обучался? На эти вопросы "Стоглав" ответов не давал. И вот в руки историка попадает несколько рукописных "Азбуковников" - книг весьма любопытных. Несмотря на свое название, это, по сути, не учебники (в них нет ни азбуки, ни прописей, ни обучения счету), а скорее руководство для учителя и подробнейшие наставления ученикам. В нем прописан полный распорядок дня школяра, кстати, касающийся не только школы, но и поведения детей за ее пределами. * * * Вслед за автором заглянем в русскую школу XVII века и мы, благо "Азбуковник" дает тому полную возможность. Начинается все с прихода детей утром в специальный дом - училище. В разных "Азбуковниках" наставления по этому поводу написаны в стихах либо в прозе, они же, видимо, служили и для закрепления навыков чтения, а потому ученики упорно твердили: В доме своем, от сна восстав, умыйся, Прилучившимся плата краем добре утрися, В поклонении святым образам продолжися, Отцу и матери низко поклонися. В школу тщательно иди И товарища своего веди, В школу с молитвой входи, Тако же вон исходи. О том же наставляет и прозаический вариант. Из "Азбуковника" мы узнаем очень важный факт: образование в описываемые времена не было на Руси сословной привилегией. В рукописи, от лица "Мудрости", содержится призыв к родителям разных сословий отдавать отроков для обучения "прехитрой словесности": "Сего ради присно глаголю и глаголя не престану людям благочестивым во слышание, всякого чина же и сана, славным и худородным, богатым и убогим, даже и до последних земледельцев". Ограничением к обучению служили лишь нежелание родителей либо уж совершеннейшая их бедность, не позволявшая хоть чем-нибудь оплатить учителю за обучение чада. Но последуем за учеником, вошедшим в училище и уже положившим свою шапку на "общую грядку", то есть на полку, поклонившимся и образам, и учителю, и всей ученической "дружине". Школяру, пришедшему в школу ранним утром, предстояло провести в ней целый день, до звона к вечерней службе, который был сигналом и к окончанию занятий. Учение начиналось с ответа урока, изучавшегося накануне. Когда же урок был всеми рассказан, вся "дружина" совершала перед дальнейшими занятиями общую молитву: "Господи Иисусе Христе Боже наш, содетелю всякой твари, вразуми мя и научи книжного писания и сим увем хотения Твоя, яко да славлю Тя во веки веков, аминь!" Затем ученики подходили к старосте, выдававшему им книги, по которым предстояло учиться, и рассаживались за общим длинным ученическим столом. Каждый занимал место, указанное ему учителем, соблюдая при этом следующие наставления: Малии в вас и велицыи все равны, Учений же ради вящих местом да будут знатны... Не потесняй ближнего твоего И не называй прозвищем товарища своего... Тесно друг к другу не сочитайтеся, Коленями и локтями не присвояйтеся... Данное тебе учителем кое место, Тут житие твое да будет вместно... * * * Книги, будучи собственностью школы, составляли главную ее ценность. Отношение к книге внушалось трепетное и уважительное. Требовалось, чтобы ученики, "замкнув книгу", всегда клали ее печатью кверху и не оставляли в ней "указательных древец" (указок), не слишком разгибали и не листали попусту. Категорически запрещалось класть книги на лавку, а по окончании учения книги надлежало отдать старосте, который складывал их в назначенное место. И еще один совет - не увлекаться разглядыванием книжных украшений - "повалок", а стремиться понять написанное в них. Книги ваши добре храните И опасно на место кладите. ...Книгу, замкнув, печатью к высоте полагай, Указательного же древца в нею отнюдь не влагай... Книги к старосте в соблюдение, со молитвой, приносите, Тако же заутро принимая, с поклонением, относите... Книги свои не вельми разгибайте, И листов в них тож не пригибайте... Книг на седалищном месте не оставляйте, Но на уготованном столе добре поставляйте... Книг аще кто не бережет, Таковый души своей не бережет... Почти дословное совпадение фраз прозаического и стихотворного вариантов разных "Азбуковников" позволило Мордовцеву предположить, что правила, в них отраженные, едины для всех училищ XVII века, а следовательно, можно говорить об общем их устройстве в допетровской Руси. К этому же предположению подвигает и похожесть наставлений относительно довольно странного требования, запрещающего ученикам рассказывать вне стен школы о том, что в ней происходит. В дом отходя, школьных бытностей не кажи, Сему и всякого товарища своего накажи… Словес смехотворных и подражание в школу не вноси, Дел же бывавших в ней отнюдь не износи. Такое правило как бы обособляло учеников, замыкая школьный мир в отдельную, почти семейную общность. С одной стороны, оно огораживало ученика от "неполезных" влияний внешнего окружения, с другой - связывая учителя и его подопечных особенными отношениями, недоступными даже для ближайших родственников, исключало вмешательство посторонних в процесс обучения и воспитания. Поэтому услышать из уст тогдашнего учителя столь часто употребляемую ныне фразу "Без родителей в школу не приходи" было просто немыслимо. * * * Еще одно наставление, роднящее все "Азбуковники", говорит о тех обязанностях, которые в школе возлагались на учеников. Они должны были "пристроять школу": мести сор, мыть полы, лавки и стол, менять воду в сосудах под "светцем" - подставкой для лучины. Освещение школы с помощью той же лучины также было обязанностью учеников, как и топка печей. На такие работы (говоря языком современным - на дежурство) староста школьной "дружины" назначал учеников посменно: "Кто школу нагревает, тот в той и все пристрояет". Сосуды воды свежия в школу приносите, Лохань же со стоялой водой вон износите, Стол и лавки чисто велица моются, Да приходящим в школу не гнюсно видится; Сим бо познается ваша личная лепота Аще у вас будет школьная чистота. Наставления призывают учеников не драться, не шалить, не воровать. Особенно строго запрещается шуметь в самой школе и рядом с ней. Жесткость такого правила понятна: училище находилось в доме, принадлежащем учителю, рядом с усадьбами других жителей города. Поэтому шум и разные "неустройства", способные вызвать гнев соседей, вполне могли обернуться доносом церковному начальству. Учителю пришлось бы давать неприятнейшие объяснения, а если это не первый донос, то содержатель школы мог "попасть под запрещение содержать училище". Вот почему даже попытки нарушить школьные правила пресекались сразу же и нещадно. Вообще дисциплина в древнерусской школе была крепкая, суровая. Весь день четко расписан правилами, даже пить воду позволялось только трижды в день, а "ради нужды на двор отходити" можно было с разрешения старосты считанные разы. В этом же пункте содержатся и некие правила гигиены: Ради нужды кому отходити, К старосте четырежды днем ходите, Немедля же паки оттуда приходите, Руки для чистоты да измываете, Егда тамо когда бываете. * * * Все "Азбуковники" имели обширный раздел - о наказаниях ленивых, нерадивых и строптивых учеников с описанием самых разнообразных форм и методов воздействия. Не случайно "Азбуковники" начинаются панегириком розге, писанным киноварью на первом листе: Благослови, Боже, оные леса, Иже розги родят на долгие времена… И не только "Азбуковник" воспевает розгу. В азбуке, напечатанной в 1679 году, есть такие слова: "Розга ум вострит, возбуждает память". Не нужно, однако, думать, что ту власть, которой обладал учитель, он употреблял сверх всякой меры - хорошее учение искусной поркой не заменишь. Тому, кто прославился как мучитель да еще плохо учащий, никто бы не дал своих детей в учение. Врожденная жестокость (если таковая имеется) не проявляется в человеке внезапно, и патологически жестокой личности никто не позволил бы открыть училище. О том, как следует учить детей, говорилось и в Уложении Стоглавого Собора, бывшем, по сути, руководством для учителей: "не яростью, не жестокостью, не гневом, но радостным страхом и любовным обычаем, и сладким поучением, и ласковым утешением". Вот между этими двумя полюсами где-то и пролегала стезя воспитания, и когда "сладкое поучение" не шло в прок, то в дело вступал "педагогический инструмент", по уверениям знатоков, "вострящий ум, возбуждающий память". В различных "Азбуковниках" правила на этот счет изложены доступно самому "грубоумному" ученику: Если кто учением обленится, Таковый ран терпети не постыдится… Поркой не исчерпывался арсенал наказаний, и надо сказать, что розга была в том ряду последней. Шалуна могли отправить в карцер, роль которого с успехом исполнял школьный "нужной чулан". Есть в "Азбуковниках" упоминание и о такой мере, которая нынче называется "оставить после уроков": Если кто урока не учит, Таковый из школы свободного отпуста не получит… Впрочем, точного указания, уходили ли ученики для обеда по домам, в "Азбуковниках" нет. Более того, в одном из мест говорится, что учитель "во время хлебоядения и полуденного от учения пристания" должен читать своим ученикам "полезные писания" о мудрости, о поощрении к учению и дисциплине, о праздниках и т. д. Остается предположить, что такого рода поучения школяры слушали за общим обедом в школе. Да и другие признаки указывают на то, что при школе имелся общий обеденный стол, содержавшийся на родительскую складчину. (Впрочем, возможно, в разных школах именно этот порядок не был одинаковым.) * * * Итак, большую часть дня ученики неотлучно находились в школе. Для того чтобы иметь возможность отдохнуть или отлучиться по необходимым делам, учитель избирал себе из учеников помощника, называемого старостой. Роль старосты во внутренней жизни тогдашней школы была чрезвычайно важна. После учителя староста был вторым человеком в школе, ему даже дозволялось замещать самого учителя. Поэтому выбор старосты и для ученической "дружины", и для учителя было делом важнейшим. "Азбуковник" предписывал выбирать таковых самому учителю из старших учеников, в учебе прилежных и благоприятных душевных качеств. Учителя книга наставляла: "Имей у себя в остерегании их (то есть старост. - В.Я.). Добрейших и искусных учеников, могущих и без тебе оглашати их (учеников. - В.Я.) пастушеским словом". О количестве старост говорится по-разному. Скорее всего, их было трое: один староста и два его подручных, поскольку круг обязанностей "избранных" был необычайно широк. Они наблюдали за ходом учебы в отсутствие учителя и даже имели право наказывать виновных за нарушение порядка, установленного в школе. Выслушивали уроки младших школьников, собирали и выдавали книги, следили за их сохранностью и должным с ними обращением. Ведали "отпуском на двор" и питьем воды. Наконец, распоряжались отоплением, освещением и уборкой школы. Староста и его подручные представляли учителя в его отсутствие, а при нем - доверенных помощников. Все управление школой старосты проводили без всякого доносительства учителю. По крайней мере, так считал Мордовцев, не найдя в "Азбуковниках" ни одной строчки, поощрявшей фискальство и наушничество. Наоборот, учеников всячески приучали к товариществу, жизни в "дружине". Если же учитель, ища провинившегося, не мог точно указать на конкретного ученика, а "дружина" его не выдавала, тогда объявлялось наказание всем ученикам, и они скандировали хором: В некоторых из нас есть вина, Которая не перед многими дньми была, Виновни, слышав сие, лицом рдятся, Понеже они нами, смиренными, гордятся. Часто виновник, дабы не подводить "дружину", снимал порты и сам "восходил на козла", то есть ложился на лавку, на которой и производилось "задавание лозанов по филейным частям". * * * Стоит ли говорить, что и учение, и воспитание отроков были тогда проникнуты глубоким почтением к православной вере. Что смолоду вложено, то и произрастет во взрослом человеке: "Се бо есть ваше детское, в школе учащихся дело, паче же совершенных в возрасте". Ученики были обязаны ходить в церковь не только в праздничные и воскресные дни, но и в будни, после окончания занятий в училище. Вечерний благовест давал знак к окончанию учения. "Азбуковник" поучает: "Егда отпущены будите, вси купно воссташе и книги своя книгохранителю вдаваше, единым возглашением всем купно и единогласно воспевайте молитву преподобного Симеона Богоприимца: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко" и "Преславная Приснодево". После этого ученики должны были идти к вечерне, учитель же наставлял их, дабы в церкви вели себя благопристойно, потому что "все знают, что вы учитесь в школе". Однако требования пристойно вести себя не ограничивались только школой или храмом. Училищные правила распространялись и на улицу: "Егда же учитель отпустит вас в подобное время, со всем смирением до дому своего идите: шуток и кощунств, пхания же друг друга, и биения, и резвого бегания, и камневержения, и всяких подобных детских глумлений, да не водворится в вас". Не поощрялось и бесцельное шатание по улицам, особенно возле всяческих "зрелищных заведений", называемых тогда "позорищами". Конечно же приведенные правила - более благие пожелания. Нет в природе таких детей, что удержались бы от "пхания и резвого бегания", от "камневержения" и похода "на позорище" после того, как они целый день провели в школе. Понимали это в старину и учителя и потому стремились всеми мерами уменьшить время безнадзорного пребывания учеников на улице, толкающей их к соблазнам и к шалостям. Не только в будние дни, но в воскресные и в праздничные школяры обязаны были приходить в училище. Правда, в праздники уже не учились, а только отвечали выученное накануне, читали вслух Евангелие, слушали поучения и разъяснения учителя своего о сути праздника того дня. Потом все вместе шли в церковь к литургии. Любопытно отношение к тем ученикам, у которых учение шло плохо. В этом случае "Азбуковник" отнюдь не советует их усиленно пороть или наказывать как-то иначе, а, наоборот, наставляет: "кто "борзоучащийся", да не возносится над товарищем "грубоучащимся". Последним настоятельно советовалось молиться, призывая на помощь Бога. А учитель с такими учениками занимался отдельно, говоря им постоянно о пользе молитвы и приводя примеры "от писания", рассказывая о таких подвижниках благочестия, как Сергий Радонежский и Александр Свирский, которым учение поначалу совсем не давалось. Из "Азбуковника" видны подробности учительской жизни, тонкости взаимоотношени й с родителями учеников, вносившими учителю по договоренности и по возможности каждого плату за обучение своих деток - частью натурой, частью деньгами. Помимо школьных правил и порядков "Азбуковник" рассказывает о том, как после прохождения первоначального образования ученики приступают к изучению "семи свободных художеств". Под коими подразумевались: грамматика, диалектика, риторика, музыка (имелось в виду церковное пение), арифметика и геометрия ("геометрией" тогда называлось "всякое землемерие", включавшее в себя и географию и космогонию), наконец, "последней по счету, но первой действом" в перечне наук, изучавшихся тогда, называлась астрономия (или по-славянски "звездознание"). А еще в училищах занимались изучением стихотворного искусства, силлогизмов, изучали целебры, знание которых считалось необходимым для "виршеслогательства", знакомились с "рифмом" из сочинений Симеона Полоцкого, узнавали стихотворные меры - "един и десять родов стиха". Учились сочинять двустишия и сентенции, писать приветствия в стихах и в прозе. * * * К сожалению, труд Даниила Лукича Мордовцева остался неоконченным, его монография была завершена фразой: "На днях перевели Преосвященного Афанасия в Астраханскую Епархию, лишив меня возможности окончательно разобрать интересную рукопись, и потому, не имея под рукой "Азбуковников", и принужден я окончить свою статью тем, на чем остановился. Саратов 1856 год". И тем не менее уже через год после того, как работа Мордовцева была напечатана в журнале, его монографию с тем же названием издал Московский университет. Талант Даниила Лукича Мордовцева и множественность тем, затронутых в источниках, послуживших для написания монографии, сегодня позволяют нам, минимально "домысливая ту жизнь", совершить увлекательное и не без пользы путешествие "против потока времени" в семнадцатый век. В. Ярхо, историк. * Даниил Лукич Мордовцев (1830-1905), окончив гимназию в Саратове, учился сначала в Казанском, затем в С.-Петербургском университете, который окончил в 1854 году по историко-филологическому факультету. В Саратове же он начал литературную деятельность. Выпустил несколько исторических монографий, опубликованных в "Русском слове", "Русском вестнике", "Вестнике Европы". Монографии обратили на себя внимание, и Мордовцеву предлагают даже занять кафедру истории в С.-Петербургском университете. Не менее был известен Даниил Лукич и как писатель на исторические темы. От епископа Саратовского Афанасия Дроздова он получает рукописные тетради XVII века, рассказывающие о том, как были организованы училища на Руси. Вот как описывает Мордовцев попавшую к нему рукопись: "Сборник состоял из нескольких отделов. В первом помещается несколько "Азбуковников", с особенным счетом тетрадок; вторая половина состоит из двух отделов: в первом - 26 тетрадок, или 208 листов; во втором 171 лист. Вторая половина рукописи, оба ее отдела, писаны одною и той же рукой... Тою же рукой выписан и весь отдел, состоящий из "Азбуковников", "Письмовников", "Школьных благочиний" и прочего - до 208 листа. Далее тем же почерком, но иными чернилами написано до 171-го листа и на том листе, "четвероконечной " хитрой тайнописью написано "Начато в Соловецкой пустыни, тож де на Костроме, под Москвою во Ипатской честной обители, тем же первостранником в лето миробытиа 7191 (1683 г.)". вверх главная ИСТОРИЯ РОССИИ

Ответов - 3

zaharov: Истинная Мудрость Древних Знаний http://fintuning.ru/Category.aspx?htmlid=3723 Я не привожу здесь источника, откуда я взял данный отрывок, чтобы вы не смешивали всевозможные предрассудки с чистыми Знаниями. Многократно наблюдая, как работает данный механизм, я вижу, как люди ошибаются в постановке целей, выборе Пути следования к цели, расчетам времени для достижения своих целей... Это происходит постоянно, причем ошибки не отличаются разнообразием! Их порядка 8-10. В данном отрывке я выделил алгоритм, который имеет смысл проанализировать "... из-за того, что человек размышляет об объектах чувств, у него возникает привязанность к ним. Из этой привязанности возникает вожделение, а неудовлетворенное вожделение порождает гнев. Гнев ввергает человека в иллюзию, погрузившись в которую он теряет память. Вслед за памятью, пропадает разум, а лишившись разума человек вновь падает на уровень материального сознания. Но тот, кто избавился от привязанности к объектам чувств и в то же время не испытывает к ним отвращения. Кто следуя принципам без которых невозможно достичь подлинной свободы, держит свои чувства в подчинении, тот в полной мере получает милость Господа Такой человек больше не испытывает материальных страданий, тогда как у того, кто не связан со Всевышним, не может быть ни трансцендентного разума, не устойчивого ума, без которых невозможно обрести покой. А как может быть счастлив тот, кто не знает покоя" В данном отрывке очень точно показано, каким образом человек начинает ошибаться на уровне чувств и эмоций, а через небольшой промежуток времени приходит к иллюзии, в которую со временем начинает верить! Когда я верую в то, чего не существует (в иллюзию) - это уже настоящая засада! Если есть желание, выскажите свою точку зрения, обсудим. Спасибо P.S. Можете отправить ссылку на этот пост тому, кто сейчас сильно разгневан :) Ему будет интересно познакомиться с данным алгоритмом :)

сергей: http://pedsovet.org/forum/index.php?showtopic=6882&st=40&p=156053&#entry156053 ПАРНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ Расстановка мебели К общим вопросам парной технологии относится расстановка мебели. Учителя имеют много фантазии, чтобы раставить столы оптимальным образом для той ситуации, которая у них получается на уроке, - таких вариантов великое множество. Здесь мы приведём один из вариантов, - ЗДЕСЬ ПОКАЗАНО, КАК СТОЯТ СТОЛЫ Такой вариант имеет ряд положительных параметров, а именно, - - ученики сидят сравнительно близко друг от друга, поэтому они "краем уха" слышат, что говорится в соседних парах, и "краем глаза" видят. Это развивает "параллельный слух" - слышать своего партнёра и слышать других одновременно. За счёт этого интенсивность обучения возрастает. Кроме того, соучастие всех в работе является мощным фактором мотивации, - "все работают, и я - работаю". - такая расстановка высвобождает много места для хождения по классу, что необходимо при работе пар сменного состава. - если ученик поднимает руку, и учитель подходит, чтобы помочь, то вопрос ученика и ответ учителя слушают или "могут слушать" все восемь учеников и "что-то" дополнительно наматывают себе "на ус". Сама по себе посадка "через уголок" стола является обязательным элементом парной технологии обучения. О причинах необходимости посадки "через уголок" мы поговорим в другой раз.

сергей: Фатма ханум Бунятова, (c) Сайт автора: www.idrak-m.com Каждый учитель уже понимает, что изменить состояние в образовании нельзя только путем изменений методик, и подходов. Изменение состояния образовании зависит от деятельности как получателя этого образования, так же от дающего его. Деятельность и педагога, и ученика, если мы хотим преобразовывать образования, должна перетерпеть существенные изменения. То есть сегодня на повестке дня стоит вопрос ы: какова должна быть деятельность учителя и ученика в учебном процессе? Педагогические технологии активного, интерактивного и конструктивного обучения ставят перед собой изменения в учебном процессе позиций ученика и учителя. Учитель из позиции транслятора знаний переходит в позицию медиатора, он становится в один ряд с учеником в этом процессе, а ученик из позиции получателя знаний превращается в активного деятеля этого процесса и наряду с учителем активно включается в этот процесс. Несмотря на этот общий подход в обучения они в тоже время имеют существенные различия между собой как в в целевом направлении , так и в деятельностном. Каковы они? Активное обучение Учителя, приверженцы активного обучения, ставят перед собой цель научить учащихся не путем прямой передачи знаний «как говорится из уст…», а путем постановки вопросов, которые содержат скрытый прямой ответ. Ассоциативные ответы учащихся на этот вопрос приводит их к выводу, что они должны сегодня изучить. Вопросы учителя обычно таковы: что перед вами? О чем здесь говорится? и т.д. т.е. вопросы, которые имеют заведомо планироанные ответы, они открыты. Причем зти вопросы ставятся к тем знаниям, которыми владеют ученики. Деятельность ученика в активном обучении состоит в том , что он, руководствуясь направлением учителя, активно работает на учебным материалом в парах, или же группах. Преобразовывая учебный материал ученики подчеркивают, переделывают, находят общность или же различие, сравнивают, ищут, собирают материал и т.д. Но все это в рамках программного материала, в рамках того, что положено. Этому не трудно убедиться, если посмотреть сценарии уроков активного обучения. В них эта деятельность показана в форме «зигзаг», «венская диаграмма» и т.д. Вся деятельность ученика организована учителем, самодеятельность ученика в зависимости от его развития здесь не наблюдается. Интерактивное обучение – это обучение, где деятельность учащихся организовано в малых группах или же в командах. Различие между командами и группами заключается в том, что в группе все зависит от лидера, а в командной работе вся работа , которая поставлена перед учащимися делится между членами командами. Каждый член команды несет ответственность перед командой, ибо от успешного его выполнения зависит успех команды. В интерактивном обучении учитель особенное внимание уделяет на организацию учебной деятельности учеников. Эту учебную деятельность на западе обозначаются как структуры деятельности. В Кооперативном обучении Кагана (США) таких структур деятельности больше ста. Эти структуры деятельности содержат такие деятельности учащихся, которые начинаются от деления на команды, приобретения знаний до самооценивания. Деятельность и кооперативного и интерактивного обучения ставит перед собой наряду с приобретением академических знаний, или же программных знаний, приобретение социальных знаний умений и навыков. Социальные знания умения и навыки – это умения общения в социальной среде, в частности в классе, которое далее переносится в другую сферу общения. Наши программы страдают от этого и нередко можно услышать «да здесь с учебным материалом не справишься., куда там еще другое». На самом же деле, если ученику понятийным ему языке объяснишь, что от него требуется , как это надо делать , то он поняв это, будет делать так как требуется. Интерактивное обучение как мы сказали нацелено на приобретение как программных знаний, также и социальных знаний и умений. Каждая структура деятельности нацелена на выработку определенных социальных навыков и умений например: умений активно слушать, принимать взгляды других, задавать вопросы, поощрять, поддерживать, не перебивать товарища, и т.д. То есть здесь иначе говоря воспитание является составной частью обучения. Знания здесь приобретаются, проверяются, показываются в совокупности с социальными знаниями и навыками. Ибо они оба принадлежат к оценке.. В интерактивной форме обучения учебная деятельность учащихся происходит как и в активной форме обучения в рамках существующей программы. Здесь поставленные вопросы, данные задания учителем ограничены программным материалом. Основная цель заключается в том, чтобы ученики получили знания, навыки и умения как в академическом, так и в социальном плане, организуя их интерактивную деятельность. Конструктивное обучение- -то обучение нацелено на то, чтобы каждый ученик исходя из своего опыта и знаний строил свои личные знания. В этом обучении знания не передаются, здесь старые знания преобразуются в новые. Как они преобразовываются? Эти знания преобразовываются учениками при помощи открытых вопросов , которых учитель поставил перед учениками. Открытые вопросы это такие вопросы, ответы которых могут быть непредсказуемыми. Это обучение познавательное, оно развивает умственные способности учащихся . Логически построенные структуры предметных знаний являются логическим путем построения структур мышления учащихся. Открытые вопросы типа как вы это понимаете? Что для вас означает сущность этого слова? создает возможность каждому ученику представить свое индивидуальное видения этого значения и осмыслить для себя значимость того , что должно изучаться (см. «Как ученики строят свои математические знания» по технологии КО Бунятовой www.pedsovet.org в медиатеке). Множество предложений является основой всестороннего понимания того, что должно изучаться. Поняв значение того , что предстает изучать, ученики логическими вопросами учителя переходят к активному или же интерактивному его преобразованию. По команде учителя они его класcифицируют, производят над ними операцию сериации , обогащают и замещают их. Эти логические операции мышления приводят к выходу из программы знаний, они дают возможность каждому ученику развиваться и развить свое образование столько, сколько позволяет его внутренние возможности. Это явление генерации или же построении новых, непредвиденных для этого года обучения знаний, знаний которые должны изучаться в старших классах. При конструктивном обучении, которое в себе содержит и интерактивные подходы, государственная программа преобразовывается в личностную, но уже в обогащенную форму. Это возможность появляется потому , что при конструктивном обучении учитель на передний план выводит разум ученика, вместе со структурой учебной деятельности он организует и структуры умственной деятельности, т. е. ставит вопросы, которые логически последовательно преобразовывают учебный материал. Это обучение как говорится три в одном: оно содержит в себе и интерактивную деятельность (вырабатывает социальные знания , навыки и умения), и умственную деятельность (развивает мышление, строит структуры интеллекта ) и логическое построение знаний в схеме целостности, которое дает возможность построить личностные знания в схеме целостности. Иными словами конструктивное обучение предлагает три познавательных цикла: структура знаний + структура мыслительных операций + структура учебной деятельности. Если учителя будут осведомлены о разнообразных педагогических технологиях о их целях, то у них будет возможность выбора. Использованная литература: Miclene T.H.Chi “Active-Constructive-Interactive: A Conceptual Framework for Differentiating Learning Activities Psychology in Education, Arizona State University November 2008). Ре-конструкция образования блог www.pesovet.org ; Как ученики строят свои математические знания www.idrak-m.com www.idrak-m.com F.Bunyatovanın Konstruktiv təlim mərkəzi.




полная версия страницы