Форум » "Дневник студента" А.А. Захаров, Ю.Н. Степанов » Научить учиться или дать знания? » Ответить

Научить учиться или дать знания?

zaharov: Научить учиться или дать знания? Основоположник научной организации труда (НОТ) и менеджмента Фредерика Уинслоу Тейлор был одержим идеей эффективности. Он разрабатывал наиболее короткие маршруты от дома до школы, носил туфли без завязок, а однажды изобрел теннисную ракетку с ручкой в форме ложки и доказал ее преимущества, выиграв ряд турниров… Знаменитым Тейлор стал после ряда экспериментов в Мидвэльской стальной компании в г. Бетлехеме штата Пенсильвания США (Bethlehem, встречаются переводы Бетлехем и Вифлеем). Несколько месяцев подряд Тейлор с блокнотом и ручкой в руках изучал, как 600 рабочих в цеху грузят лопатами молотую руду на конвейер. После изучения этого процесса, Тейлор составил инструкцию. Суть инструкции сводилась к тому, что существует множество неверных способов погрузки руды и есть лишь один правильный, который позволит получить планируемый результат. При этом Тейлор описал даже процедуру того, как рабочий должен втыкать лопату в молотую руду, как прилагать мускульную силу, как перемещать вес тела, сколько времени работать и отдыхать и т.п. Несмотря на скептическое отношение к инструкции, нововведения Тейлора были на комбинате внедрены. Уже спустя три года в этом цеху трудились всего 140 человек - и выполняли тот же объём работы, для которого когда-то требовалось 600 работников. При этом они меньше уставали за смену и получали зарплату на 60% больше чем раньше. По сути, Тейлор, исходя из принципа, что в любой работе есть «верный» и «неверные» способы работы, или - «лучший» и «худший» способы, - заменил процесс погрузки руды на комбинате на технологию погрузки руды. А что такое технология в отличие от процесса? Технология – это прописанные обязательные и неизменные этапы работы, которые можно повторить, ведущие к ожидаемому и запланированному результату. Обратите внимание: процесс – это какое-либо действие во времени, которое можно делать либо так, либо этак, в процессе мы хотим получить результат, но не знаем, каков он будет и будет ли вообще, часто процесс выполнения одного человека - другой человек не сможет повторить, а технология – это обязательные и неизменные этапы, которые можно повторить и которые ведут к ожидаемому и запланированному результату. Технологизация, стандартизация процессов ведет к великим результатам. Тому примеры компаний Форд, Макдональдс, Майкрософт и т.д. Ну а теперь, когда вы, уважаемый читатель, готовы понимать различие между процессом и технологий, поговорим о процессе и технологии работы с информацией. Много лет назад я задал себе вопрос: почему в организациях образования (школах, ВУЗах и т.п.), на предприятиях, в процессе самообучения нас никто и никогда не учил технологии работы с информацией?! Мы ежедневно сталкиваемся с информацией в процессе учебы, профессиональной деятельности, отдыха… Весь мир построен на информации. Мы постоянно обрабатываем мегабайты, гигабайты, терабайты и т.д. информации. А разве не так?! Ведь все учебники, художественная, профессиональная и т.д. и т.п. литература, фильмы, аудиоматериалы – все информация. Мы хотим, чтобы эта информация стала знанием, чтобы информация приносила деньги, позволяла принимать правильные решения… Однако, почему то в школах, ВУЗах, других организациях образования, нет предмета – «технология работы с информацией»! Нас никогда, нигде, никто не учил технологии работы с информацией. В результате, мы похожи на тех рабочих на сталелитейном комбинате до прихода туда Тейлора: работаем с информацией каждый по-своему, часто очень плохо. Разработано сотни педагогических технологий, которые сводятся к тому «Как учить» и я не встретил ни одной, где был бы ответ «Как учиться». Недавно я беседовал с одним очень известным тренером. Так вот он мне хвалился, что разработал великолепный тренинг, что у него много заказчиков и т.п. На что я ответил одной фразой: «Хорошо, у вас прекрасный тренинг. Я приду на ваш тренинг, но я не умею учиться, я не умею работать с информацией. В результате мне в одно ухо влетит, а в другое вылетит, как и для многих других участников тренинга». Мой тренер, не моргнув глазом, сказал, что, мол, язык тренинга – это язык упражнений и я научу тебя. Я опять напомнил ему, что я не умею учиться и даже, повторив его упражнения, я через некоторое время все забуду. Забуду, не потому что я такой тупой, а потому что человеку свойственно забывать. Плюс к этому я боюсь, что его тренинги, другие источники информации создадут кашу в голове, потому что это лишь разрозненные источники информации, а не система получения знаний. Лишь через некоторое время полемики мой тренер начал меня понимать, но сказать что-либо дельное в части, как дать мне свой «великолепный» тренинг, чтобы он стал знанием, не смог. Такой ход диалога характерен для многих преподавателей, тренеров, репетиторов, менеджеров по обучению персонала и т.п. Почему то большинство их считает, что главным являются «великолепные» материалы тренинга, урока, лекции, которые он обязан дать, а не научить ученика учиться, научить технологии работы с информацией, научить «взять» знания! Беда в том, что и родители, а мы практически все родители, ждем от ребенка: сколько и как он решил задач, сдал тестов, написал сочинений и т.п. и абсолютно не интересуемся, тем, как он это делал! Умеет ли и знает ли - методики сбора, анализа, систематизации, оценки информации, управления информацией, поиска информации, создания поисковых образов информации и т.д. и т.п., т.е. всего того, что является неизменными и обязательными этапами работы с информацией, того, что дает ожидаемый и планируемый результат. А теперь, тех, кого заинтересовала моя статья, приглашаю на мой сайт www.pvpcenter.narod.ru , где вы сможете ознакомиться с моей трактовкой технологии работы с информацией. Там же на сайте вы можете скачать программу PVP LS, v.1.347, которая минимизирует рутинные и скучные этапы технологии работы с информацией, позволит вам легко и эффективно учиться, осуществлять профессиональную деятельность. С этой программой вы легко освоите такие специальности, как тренер, копирайтер, менеджер по знаниям. Сможете любую информацию превратить в товар.

Ответов - 0



полная версия страницы