Форум » "Дневник студента" А.А. Захаров, Ю.Н. Степанов » IV. Как лучше узнать? » Ответить

IV. Как лучше узнать?

zaharov: http://www.ooo245.ru/free.php http://liot.oti.ru/ 1. Работа со спарринг - партнером Самый лучший способ усвоения знаний – работа в паре. Это намного вы-годнее, чем заниматься с репетитором, и гораздо эффективнее. Почему? В этой ситуации оба напарника заинтересованы в качестве своей работы, а иначе, зачем было вообще собираться. Далее мы приводим несколько приемов работы в паре. Без такого спарринг-партнера просто не обойтись, если вы не хотите, чтобы учеба превратилась в сухое и нудное занятие. Следует отметить, что подобная практика для студентов высших учебных заведений нова, раньше упор делался на, так сказать, индивидуальную состязательность как на стимулятор успеваемости, но жизнь показывает, что результат лучше в том случае, если удастся найти незаменимого товарища в учебном труде. Скорая акклиматизация, эффективная учеба, хорошее настроение сопровождают обучение в паре со спарринг-партнером (обозначение, может, и неудачное, но помощь такого «alter ego» несомненна). Чем раньше вы отыщете импони-рующего вам человека, тем в большем окажетесь выигрыше. В ряде случаев польза от неформальных учебных групп превосходит те преимущества, которые дает индивидуальный спарринг-партнер. Подобные группы подбираются из близких по духу людей, которые хорошо между собой ладят и являются однокурсниками. Они помогают друг другу в учебе. Непременно постарайтесь стать членом такой неформальной группы взаимообучения. Учеба со спарринг - партнером или в составе группы учебной взаи-мопомощи В роли спарринг-партнера может выступить кто-нибудь из ваших со-курсников, с которым вы скооперируетесь в целях более успешной работы. Найти хорошего спарринг-партнера — это половина успеха. С вашим спарринг-партнером вы можете: • сравнивать и обсуждать конспект лекции; • объяснять друг другу ключевые положения лекции; • обратить внимание на детали, подчеркнутые лектором, и их взаимо-связь; • накануне лекции постарайтесь ознакомиться с ее содержанием (опираясь на заранее прочитанную рекомендованную главу из учебника); • прочитать один и тот же раздел учебника и объяснить прочитанное друг другу или устроить мини-тест; • высказывать противоположное тому, что утвер¬ждает ваш партнер, мнение по каждому из подлежащих обсуждению вопросов, а также по каждой работе, которую вы готовитесь написать; • собирать найденную каждым из вас информацию, готовя задание порознь; • по-братски делить расходы, которые требует изготовление нужных вам ксерокопий; • сообща проводить обобщающее повторение перед экзаменами и экзаменовать друг друга; • группировать тезисные наброски по каждому из предложенных вопро-сов. Работа в группе взаимопомощи Подобные группы состоят из 4—б человек, кото¬рые объединяются в общих интересах, чтобы про¬цесс учебы был более легким, приятным и продук¬тивным. Быть членом такой группы — одно удовольствие, и в то же время эта форма кооперации чрезвычайно помогает в учебе. Создание собственной группы Проще, конечно, влиться в уже существующую группу учебной взаимо-помощи. Если это невоз¬можно, можно создать свою собственную группу, сделав приглашение ряду человек, заинтересо¬ванных определенной читаемой дисциплиной. Лучше это сделать путем личных контактов, потому что вывешенное где-нибудь в людном месте объявление едва ли приведет к успеху: вы може¬те оказаться в дурацком положении, навлечь на себя обвинения в индивидуализме, косые взгляды и, не исключено, что к вам придут люди, с которыми каши не сваришь. Сменяемость лидера группы Если группа маленькая, можно обойтись без руководителя и встречаться для занятий вместе всякий раз, когда в этом возникнет потребность. Тем не менее, руководителя иметь полезно. В таком случае время, которого не хватает, используется с большим толком, потому что все заранее знают, когда состоится встреча, почему именно в этом месте и чем им предстоит заниматься. Организа¬ционная ясность позволяет заранее подготовиться к занятию. Если вы решили периодически пере¬избирать лидеров, то у каждого члена группы появляется возможность приобрести полезные навыки работы с людьми в качестве организатора, требующей умения убеждать и вдохновлять, учитывая индивидуальные склонности и характеры. Впоследствии это может вам пригодиться, если в своей автобиографии вы упомянете, что у вас есть опыт лидера неформальной группы, это может повысить ваши шансы в период поисков первой работы. Обычно упоминание такой подробности производит впечатление на работодателей, и у вас появится «конек», который поможет построить вам с ним беседу. Смена лидера также предотвратит обиды. Преимущества группы взаимопомощи У вас есть все возможности, которые дает наличие индивидуального спарринг-партнера, и, кроме того, появляются новые, а именно: • скидываться сообща на учебники с учетом того, что каждому в обяза-тельном порядке требует¬ся базовый учебник, тогда как дополнительные материалы и прочие полезные книги можно покупать по одному экземпляру на всех, а по¬том делиться с товарищами; • коллективные поиски нужного материала; • распределение подготовки вопросов по спецкур¬су или семинару с последующим заслушивани¬ем докладов; • охватывать в процессе поиска материала боль¬шее количество жур-налов; • работать в разных библиотеках с целью сбора информации; • искать ответы на предложенные вопросы мето¬дом «мозговой атаки»; • практиковать совместное выполнение проектов; • играть в полезные обучающие игры. Примеры обучающих игр для группы взаимопомощи 1. Кто запомнил больше всего из последней лек¬ции или лекции, бывшей на прошлой неделе? 2. Кто может больше всего рассказать по той или иной теме читаемого курса? 3. Выбрав тему, поручите одному человеку пред¬лагать доводы «за», а другому «против» в тече¬ние пяти минут, а потом переходите к группо¬вому обсуждению. 4. Определив вопрос, по очереди высказывайтесь, чтобы каждый имел возмож-ность высказаться. 5. Определите вопрос для обсуждения, установите регламент для подготовки краткого тезисного ответа на него. Затем обменяйтесь вопросами и обсудите их. 6. Разбейтесь на две команды и устройте состяза¬ние между ними, давая то доводы «за», то «про¬тив» по какому-либо предложению или вопросу. Замечание: Если вы выполняете какое-нибудь задание группой, рекомен-дуется коллективный этап работы ограничить поиском информации и после-дующим ее обсуждением. Будет разумно не готовить ответ на вопрос сообща, так как вас потом могут обвинить в плагиате, если творческие работы разных студентов окажутся похожими. 2. Умение учиться самостоятельно В конечном счете, умение учиться это умение усвоить учебный материал. Усвоение - такое осознанное восприятие, понимание и запоминание познава-тельной деятельности, которое ведет к обобщению знаний и правильному их применению в различных условиях. Усвоить означает «сделать своим». Согласно теории обучения И. Лернера, существуют три уровня усвое-ния. В самом начале студент может воспроизвести полученные знания. Для проверки достижения этого уровня достаточно задать вопросы типа: "Каких ученых можно считать авторами такой-то концепции?", "Каковы основные положения такого-то подхода?"). Далее - применить их по образцу (для проверки достижения этого уровня преподаватель может сделать, например, следующее: в своем изложении сравнить с точки зрения эволюционного подхода античную культуру и культуру периода Возрождения и попросить студентов провести сравнение культур периодов романтизма и классицизма). И, наконец - применить полученные знания в незнакомой ситуации. Предложенная ниже таблица поможет понять взаимосвязь уровня ус-воения с учебной целью и умениями, которые необходимы студенту на ка-ждом этапе. Чтобы лучше понять назначение данной таблицы, мы предлагаем сделать следующее: попробовать изучить какую-либо учебную тему, применяя, где это возможно, те умения, о которых говорится в данной таблице. Советуем после овладения тем или иным умением заменить минус на плюс в колонке «Самопроверка». Это действие создает ощущение движения вперед и стимулирует развитие интеллекта.

Ответов - 0



полная версия страницы