Форум » "Дневник студента" А.А. Захаров, Ю.Н. Степанов » Обучение посредством лекции и бесед » Ответить

Обучение посредством лекции и бесед

zaharov: http://www.ooo245.ru/free.php http://liot.oti.ru/ Лекции являются традиционной формой обучения в системе высшего образования, хотя в сфере обучения менеджменту предпочтение отдается занятиям в небольших группах под управлением преподавателя. Лекцией или беседой называется ситуация, когда лектор или собеседник делает сообщение, которое, как правило, не прерывается аудиторией, хотя в конце могут задаваться вопросы Возможности для прослушивания лекций довольно велики, например, па семинарах, причем посещение этих слушании может весьма значительно помочь Вам в углублении и расширении знаний. В то же время лекции не являются основным компонентом в системе обучения и могут рассматриваться в качестве полезной поддержки обучения. Возможно, следует УТОЧНИТЬ различие между «учебой» и «обучением». Лекции называются формой учебы, поскольку инициатива по выбору их со-держания принадлежит лектору (преподавателю). При обучении инициатива принадлежит Вам обучающемуся. Вы можете просидеть на лекции, так ничему и не научившись. При обучении Вы должны быть открыты для получения информации и активны, внимательно слушать и делать записи. Лекция не является лучшим способом передачи обширной и подробной информации, для этого она не слишком надежна. Важную информацию лучше представлять в печатном виде, что гарантирует ее точность. Кроме того. Вы можете обращаться к ней тогда, когда Вы готовы принять информацию и когда это Вам необходимо. Лекторы, как правило, считают, что их лекции должны приниматься как истина в последней инстанции, в пассивной форме. Однако Вы, как и при других способах обучения, должны критически оценивать воспринимаемое на лекции и подвергать сомнению основные положения, как собственные, так и выдвигаемые лектором. Лекции и обучение. Назначение лекции состоит в том, чтобы помочь Вам понять идеи рассматриваемого предмета. Лектор может усиливать смысл слов с помощью тона голоса, жеста и мимики, а также использовать диаграммы, слайды и записи. Правильное сочетание всех этих способов передачи информации делает возможным гораздо нагляднее и доходчивее представлять те идеи, над которыми Вы бились бы при самостоятельном изучении курса. Лекции прямо противоположны чтению, в процессе которого Вы можете прерваться и обдумать неясное место, заново прочитать его. При чтении у Вас есть время, чтобы делать записи. В тех случаях, когда Вы изучаете незнакомый материал, полезно прибегать к обоим способам. С помощью одного Вы проникаете на новую территорию, с помощью другого Вы создаете базу и осваиваете приобретенные участки. Возможен также вариант, когда лекция опрокидывает все Ваши пред-ставления о предмете и Вы не знаете, чему же верить - перед Вами выстраивается череда вопросов, ждущих ответа. Однако это именно то, что необходимо для более углубленного изучения текста. Хорошая лекция обеспечивает живое введение в вопрос: слово, произнесенное в соответствующей ситуации, непосредственно взаимодействует с Вашими мыслями и помогает проникнуть в глубь предмета. Лекции могут стать толчком для дальнейшего обучения, потому что открывают Вашему уму новые возможности. Проблемы обучения с использованием лекций. При прослушивании лекций Вам необходимо справиться с тремя непростыми задачами - Вы должны присутствовать на лекциях и следить за ходом рассужде-ний: - Вам необходимо критически воспринимать все услышанное, чтобы это принесло Вам реальную ПОЛЬЗУ; - если лектор не раздает каких-либо материалов. Вам необходимо пи-сать конспект для фиксирования новых сведений и использования их в качестве основы для дальнейшего обучения. Поскольку ВЫ не можете эффективно выполнять несколько задач одно-временно. Вам остается быстро переключаться с решения одной задачи на решение другой. В каком-то смысле интенсивное напряжение, вызванное необходимостью справляться с этим переключением весьма полезно. Вы, находясь в состоянии напряжения, вынуждены перескакивать от одной идеи к другой, выполняя все по минимуму. Это заставляет Вас придавать свое значение сказанному. При чтении вначале Вы можете особенно не задумываться о существе идей, содержащихся в тексте, аккуратно записывая их в свой конспект. При прослушивании лекции у Вас для этого нет времени. Максимум, что Вы можете, - попытаться быстро разобраться и уловить как можно полисе смысл сказанного, потому что зафиксированные Вами крупицы знаний - это все, что Вы в конечном счете будете иметь. Вы должны научиться думать на бегу. Но как разить у себя эту способность к умственному перескакиванию? Очевидно, что Вы не можете позволить себе долю не обращать внимания на лектора, поскольку тогда Вы утратите нить рассуждений. Тем не менее Вы неизбежно пропустите часть сказанного, так как для осознанного восприятия необходимо время от времени переключаться на критическое продумывание услышанного и увязывание его с Вашими прежними представлениями. Вам надо найти золотую середину между прослушиванием и продумыванием, что позволило бы контролировать ход лекции. Может быть, самым лучшим средством не пропустить содержание лекции является выбор правильной стратегии ведения конспекта. Ниже даны полезные советы о том, как писать конспекты лекций. Поскольку время, потраченное на «записи», крадется прослушивание и обдумывания, очень важно понять, сколько Ваша стратегия ведения записей отнимает времени и насколько она эффективна. Вы должны выбрать оптимальное соотношение качества и скорости. Для обеспечения нужного баланса Вам следует помнить о Ваших общих целях: - в чем состоит цель Вашего присутствия на лекции; - что Вы хотите получить от ведения записей. Вам необходимо испробовать ряд различных способов, а затем пересмот-реть свои прежние записи, чтобы удостовериться, насколько они соответствуют Вашим целям. Ключевые положения. Цель лекций состоит не в передачи информа-ции, а в том, чтобы: - вовлечь Ваш ум в размышления на интересующую Вас тему; - показать, как развивается объяснение; - познакомить с терминологией по соответствующему вопросу и ее исполь-зованием. К недостаткам лекции, с точки зрения обучающегося, следует отнести: - стимулирование пассивного восприятия содержания лекций; - необходимость совмещать слежение за ходом лекции, продумывание услышанного и ведение записей; - отсутствие реальных возможностей обсуждать поднятые вопросы, за ис-ключением редких случаев в конце лекций. Как записывать лекции. Не существует наилучшего способа ведения записей. Одни люди старательно водят пером всю лекцию и исписывают много страниц, тогда как другие фиксируют только ключевые моменты в виде схем. Оба эти подхода могут быть эффективными, что зависит от цели посещения Вами лекции, от рода лекций и, самое главное, от Ваших навыков. Если Вы обучаетесь на курсе, глее лекции являются главным способом обучения, тогда Вам нужно записывать как можно больше, чтобы быть уве-ренным, что Вы записали все необходимое. Если же к лекциям выдается раздаточный материал или хорошие учебники (или что еще лучше специальные учебные пособия), тогда Ваши записи могут быть не столь под-робными. Если лекция читается формально и монотонно, содержит много детальной информации, может оказаться, что ее лучше записывать подробно, чтобы не потерять нить рассуждений. В случае, когда у лектора живой стиль изложе-ния, сопровождаемый яркими примерами и иллюстрациями, может быть. Вы усвоите больше, сосредоточившись на слушании, записывая при этом лишь отдельные ключевые моменты и рассматриваемые темы. Многое зависит от Вашего поведения на лекции. Любите ли Вы помечтать на лекции или, наоборот, Вы обеспокоены тем, чтобы все понять? Относитесь ли Вы к людям, предпочитающим читать печатные материалы, чтобы разо-браться во всех деталях, а на лекциях только внимательно слушать лектора? Или Вы уверены в том, что нескольких фраз из лекции будет достаточно, чтобы напомнить основные пункты, представляющие для Вас интерес? Или Вы считаете, что выделить наиболее важные пункты в процессе лекции очень трудно? Не кажется ли Вам, что если Вы не запишете большую часть лекции, то пропустите что-то очень важное? Вам необходимо проанализировать собственные ощущения во время прослушивания лекций, чтобы потом разработать наиболее приемлемую для Вас стратегию ведения записей на лекциях. Если подробные записи придают Вам чувство уверенности и застав-ляют Вас «активно прорабатывать то. что говорится, а не пропускать это мимо ушей, такой подход для Вас оправдан. Если же Вы. стараясь записывать вес подряд, мало что понимаете во время лекции, т основная работа Вам предстоит потом, когда Вы будете разбираться в своих записях. Это дело не простое и требующее времени, особенно если Вы. слушая лекцию, не поняли даже то, что является ее центральной темой. Лучше всего не изводить себя сомнениями о том. будет ли у Вас i время на прочтение своих обширных записей, если ведение записей помогает заставить Ваш мозг работать в процессе лекции. Однако если Вы для себя решили, что не видите смысла в I горах исписанной бумаги, то это освобождает Вас от обязанности непрерывно записывать и возможность слушать, делая только выборочные записи. Что в лекциях надо записывать. Наиболее важно зафиксировать на-чало и конец лекции. Вначале обычно сообщается об основных вопросах, рассматриваемых в лекции. Лектор, как правило, выделяет основные структурные моменты лекции с помощью слайдов, записей на доске или бумаге либо раздаточного материала. В конце Вам важно не упустить выводы. Обычно лектор высказывает их в форме кратких итогов. Поэтому, как минимум Вам необходимо хотя бы первые и последние 10 минут вести достаточно подробные записи, позволяя себе расслабиться и записывать только время от времени в середине лекции. Может оказаться достаточным записывать только заголовки и отдельные слова или фразы, по которым Вы сможете вспомнить общее содержание и основные темы. Записывайте все примеры и иллюстрации, приводимые лектором. Они помогут Вам восстановить логику аргументации и объяснений. Часто для этого достаточно записать одно-два слова. Однако если Вы хотите зафиксировать какое-то абстрактное ключевое положение, Вам надо записать его как можно подробнее, чтобы потом понять, о чем идет речь. Записывайте фамилии основных авторов, упоминаемых в лекции, и годы их работ. Это поможет Вам получить представление об основоположниках в изучаемой Вами области и установить связь между лекционным материалом и тем, что Вы читаете. Записывайте появившиеся у Вас во время прослушивания вопросы или комментарии. После лекции может оказаться, что Ваш комментарий более полезен, чем слова лектора, для уяснения смысла услышанного в тот момент лекции. Если Вы внимательно слушаете лекцию и сразу ее продумываете, то Вам не хватит времени на ведение очень подробных записей. Возможно, сам процесс выбора того, что нужно записывать, а что пропустить, является более ценным для Вас, чем результирующие записи, поскольку он поддерживает активность Вашего ума и заставляет думать о предмете. Стили ведения записей. Ваш подход к выбору того, что записывать, и расположение записей на странице сообщает определенную структуру мате-риалу лекции. Это в свою очередь способствует лучшему пониманию и запо-минанию лекции. Не скупитесь на бумагу. Распределяйте свои записи по странице свободно, используйте разделительные стрелки, скобки, квадраты и т.д. для обозначения отдельных частей и связей в материале. Вы можете, например, помещать собственные замечания п вопросы на правой части страницы или заключить их квадратные скобки. Некоторые считают полезным для записи лекций использовать схемы, помещая основную тему лекции в круг в центре страницы, от которого проводят линии, соединяющие с подразделами темы по мере их рассмотрения. Конечно, нельзя требовать от записей лекции такой же упорядочен-ности и ясности, какие имеют записи при чтении учебников. Вам нужно выработать собственный стиль скорописи, понятный Вам. Не огорчайтесь, если Ваши записи выглядят неаккуратно - это естественно, когда Вы слушаете, смотрите и пишите одновременно. Вы можете привести их в порядок после окончания лекции, что имеет два преимущества: - возможность перечитать то, что Вы записали, и припомнить другие аспекты лекции; - возможность придать своим записям логическую упорядоченность. Записи после лекции. Час, проведенный Вами на лекции, является весьма полезной тратой Вашего времени, однако конечный результат может Вас разочаровать, если спустя день или два Вы не сможете вспомнить содержание лекции или разобраться в собственных записях. Некоторые считают, что польза, получаемая Вами от лекции, определяется не тем, что Вы делаете во время лекции, а работой, выполняемой Вами до и после лекции. Иногда получается так, что лекционное время составляет лишь малую часть от общего времени, потраченного на обучение.

Ответов - 0



полная версия страницы