Форум » "Какая логика нужна студенту?" (с) А.А. Захаров » Зачем логика менеджеру? » Ответить

Зачем логика менеджеру?

zaharov: http://cupressus.narod.ru/arxiv/ar-b3.html http://cupressus.narod.ru/arxiv/indarx6.html http://cupressus.narod.ru/arxiv/indarx6/artikle-b3.html Наталья Романцева Логика - великий рассеиватель тумана. Введение. Меня зовут Наталья Романцева. Я работаю менеджером по подбору персонала в рекрутинговой компании. Почему я решила изучать логику? Из-за лени. Да, я ленива. А мой Учитель М.Е.Литвак сказал, что можно изучить только логику и это продвинет в понимании многих других наук. А также его пример, что изучив логику, не надо учить определения при овладении какой-либо наукой, понимая принцип построения суждений и суть науки, определение можно составить самому. Правда сначала придется «поскрипеть мозгами» над изучением логики. Но я как в том мультике про страуса и грифа «готова день потерять, потом за час долететь». Начала я изучение логики с главы в книге «Как узнать и изменить свою судьбу» М.Е.Литвака. Дважды ее прочитала, с перерывом в 3 месяца. Слушала записи мастер-класса по логике, которые проводил он же, это уже не могу сказать сколько раз. Весь этот процесс шел в течение года. И вот я дозрела и поняла как лучше освоить логику. Я систематически стала конспектировать учебник Челпанова «Логика» (он есть в Интернете в электронном виде), повторять по конспектам и писать о своих открытиях. В каждой главе учебника я делала для себя какое-то открытие. Эти занятия были для меня озарением, как это соответствовало словам Милля, вынесенным в заголовок этого цикла. Проработкой учебника я занималась полгода.Хорошо освоила теоретический материал. Но! Поняла, что я этого не применяю на практике! А если не умеешь и не применяешь, какой смысл имеет знание?! И тогда я приняла решение предложить своим друзьям вместе осваивать практическое применение логики. А так как я немного дальше продвинулась в изучении теоретического материала, то взяла на себя роль ведущей. Так у нас образовался кружок любителей логики. Материалы, которые будут представлены в этой серии – это тексты занятий, которые я готовила для рассказа и обсуждения на кружке на основе учебников «Логика» Челпанова, «Логика» Гетмановой А.Д. и «Как узнать и изменить свою судьбу» Литвака М.Е., дополненные обсуждениями на занятии с участниками. Уже сейчас логика мне помогает в работе и личной жизни. Например, в таком простом, на первый взгляд, деле как организация папок с рабочей информацией в компьютере. Их я устроила с соблюдением законов деления понятий. И теперь ими удобно пользоваться. При составлении резюме кандидатов я использую правило формирования определения понятия и выделяю существенные признаки, которые описываю конкретными терминами. При принятии решения я определяю противоположность или противоречие терминов и применяю в соответствии либо закон противоположности, либо закон исключенного третьего. И это только начало. Итак, начнем: Наши занятия логикой я хочу начать с высказывания Г.Струве, приведенном в учебнике Гетмановой А.Д.: «Введение Логики, как предмета преподавания в Гимназиях, есть мера столь благоразумная и утешительная, что от нее следует ожидать самых благоприятных последствий.Прежде всего эта мера устранит ту несообразность, что у нас молодой человек мог окончить курс наук, не только в гимназии, но даже в университете, не получив ни малейшего понятия о самых элементарных основаниях Логики, этого необходимого пособия при всяком научном исследовании; условия всякого истинного образования и самостоятельного мышления, как в области теории, так и в практической жизни. Чего можно ожидать в научном отношении от молодого человека, получившего высшее образование без этого первоначального фундамента? Чем он будет руководствоваться в жизни при выборе и оценке разнородных, действующих на него взглядов? Не знакомый с самыми простыми средствами истинно критической оценки чужих воззрений, он примет, даже после окончания курса наук в университете, обыкновенно без всякой критической самостоятельности, то воззрение, которое, заслуженно или незаслуженно, пользуется наибольшей популярностью в той тесной среде, к которой он случайно принадлежит». Это, сказанное 100 лет назад, сказано про меня. И я хочу измениться, научиться критически и самостоятельно мыслить. Какую задачу ставите Вы перед собой? Чему Вы хотите научиться? Как и где применять? Ответы участников занятий: «Я хочу стать руководителем, научиться действовать быстро. С помощью применения законов логики мышление становится быстрым и экономичным. Я хочу научиться делать быстро правильные выводы. Развить мышление, обрести внутренний стержень, «хребет» для устойчивости и развития». «С точки зрения здравого смысла я чувствую, что в словах человека идет не стыковка, а объяснить себе, что тут не так, не могу. Хочется упорядочить свои мысли, научиться определять логические ошибки в своей речи и поступках» «Хочу научиться строить правильно мысли, структуризировать их». Дорогие читатели, присылайте свои истории, шутки, анекдоты на тему применения логики, будем портить – то есть разбирать ошибки. Я ставлю задачу этих занятий научиться именно практическому применению. Из учебника Гетмановой: «Практика является движущей, побудительная силой познания и критерием истинности». Мы можем думать, что угодно, но понять, насколько это истинно, можем только применив на практике. В следующий раз мы разберем, что за наука логика, цели, задачи и предмет изучения логики, ее применение в науке и жизни. Вернуться в архив

Ответов - 9

zaharov: http://radmar.narod.ru/osnovanie.html

zaharov: http://www.metasatanism.ru/Logic.html

zaharov: Зачем нужна логика? http://philaret.narod.ru/logic.htm Рассмотрим один случай из жизни великих риторов. Протагор взялся обучать риторике Прокла с условием, что Прокл оплатит обучение в том случае, если выиграет свой первый судебный процесс. Закончив обучение, Прокл не спешил начинать свою судебную практику. Тогда Протагор подает в суд на Прокла, рассуждая так: если я выиграю дело, то Прокл заплатит мне по решению суда, а если я проиграю, то выиграет Прокл и тогда он заплатит мне по уговору. Получив вызов на суд, Прокл обрадовался, так как он рассудил следующим образом: если я проиграю дело, то не буду платить по уговору, а если выиграю, то не буду платить по решению суда. Оба ритора изучали логику и знали, что суд не может вынести одновременно два противоречивых приговора. Представьте себе, что Вы находитесь на месте судей. Какой приговор Вы вынесете? Получит Протагор деньги за обучение или нет? В современной жизни бывают еще более запутанные ситуации. Например, две фирмы спорят о том, кто кому должен определенную сумму денег. Эти вопросы должен решать арбитражный суд - скажете Вы. Да, но если договор составлен правильно, с соблюдением элементарной логики, то дело можно не допустить до суда. Предусмотрительность - важнейшее качество предпринимателя, оно же необходимо при обдумывании проекта договоров, составлении бизнес - плана и при всякой другой мыслительной деятельности, опирающейся на законы логики. Но и суд может ошибиться. Кроме того, многие вопросы могут оказаться вне компетенции суда. Далее, стоит ли судиться из-за суммы, значительно меньшей судебных издержек? Умение логически мыслить является элементом культуры человека - общечеловеческой ценностью, несоизмеримой с материальными благами, но в изобилии их приносящей, если человек действует исходя из требований разума. Итак, логика - культурная ценность и средство приобретения материальных благ. Еще древние софисты придумали силлогизм: Вы имеете то, что не потеряли. Рога вы не потеряли. Значит, вы имеете рога. В чем тут дело, где кроется логическая ошибка? Как найти эту ошибку и показать ее другим? Здесь умышленно допущена логическая ошибка - обьем малой посылки силлогизма не содержится полностью в обьеме большой посылки, как это требуется по правилам силлогизма. Ситуация "рогатого силлогизма" часто встречается в нашей жизни - нам пытаются доказать вопреки всем законам логики, что мы кому-то должны, нам чего-то не хватает. Представьте себе такую ситуацию: Идет дискуссия о направлениях развития фирмы. Ваш оппонент приводит доводы, подтверждающие его предложения, но допускает логическую ошибку, которую Вы заметили. Что Вам предстоит сделать? 1.Убедиться, что это действительно логическая ошибка 2.Сформулировать контр-тезис 3.Сделать правильные выводы 4.Составить замысел речи 5.Подготовить аргументы, ориентированные на тех, кто будет принимать решения 6.Преодолеть барьеры общения (если они сществуют) 7.Кратко, четко и ясно изложить Вашу позицию, когда Вам дадут слово Вы должны владеть логикой, чтобы уметь доказать и защитить свою позицию. Рассмотрим законы формальной логики. 1. Закон тождества А=А. Предмет тождественен самому себе, нельзя в процессе исследования или обсуждения один предмет подменять другим. Часто начиная говорить об одном предмете, люди умышленно или незаметно для себя уклоняются от темы разговора, переводя его в другую плоскость или на другой предмет. Пресечь эти уловки или нарушения можно с помощью замечаний Вашему оппоненту: "Вы уклонились от темы" или "А теперь вернемся к предмету нашего разговора". 2. Закон противоречия - А не = А. Этот закон нарушается, если из-за ошибки в доказательстве тезиса Вы пришли к отрицанию этого тезиса и получаете, что А есть не А. 3. Закон исключенного третьего В есть либо А, либо не А, третьего не дано. 4. Закон достаточного основания. Все имеет достаточное основание и причину своего существования. Пример. Фирма не выполнила обязательств перед клиентом. Значит, фирма недобросовестно обслуживает клиентов. Можно ли сделать такой вывод? Нет, нельзя. Такой вывод предполагает подмену тезиса. Во-первых, в тезисе говориться об одном клиенте, а вывод распространяется на нескольких или всех клиентов. Во-вторых, невыполнение обязательств могло произойти не только по вине фирмы, но и по другим причинам, в том числе и по вине самого клиента - невыполнение клиентом своих обязательств часто бывает причиной невозможности или трудности исполнения фирмой своих обязательств. Поэтому вывод о недобросовестности обслуживания нескольких или даже одного клиента является неверным. Простые и ясные законы формальной логики позволяют быстро найти ошибки в рассуждениях, вскрыть их, показать другим и вовремя исправить эти ошибки. Однако, вспомним философов. Кто сказал, что все течет, все изменяется? В одну реку нельзя войти дважды? Что это значит? Это значит, что А не равно А? Правильно. Все изменяется. Мы забыли о развитии. Отсюда ясно, что всякая вещь содержит свое отрицание, т.е. А и не А, вещь есть единство А и не А. Но ведь это нарушает второй закон формальной логики - закон противоречия? А что происходит с третьим законом? Как он формулируется? В есть либо А, либо не А, третьего не дано. Но всякая вещь есть единство А и не А, т. е. есть именно третье, которого не должно существовать по закону формальной логики. Тоже происходит и с четвертым законом. Для А есть достаточное основание - В. Но что может быть достаточным основанием для того, что и существовать не мо жет по законам формальной логики - закону исключенного третьего? Итак, что произошло? Нарушены ли законы формальной логики? Нет, просто одна логика описывает стабильные системы, а другая - динамические. Согласно теореме Геделя, любая полная система аксиом противоречива. Это означает, что с помощью логических рассуждений можно доказать два противоречащих друг другу положения. Значит, можно доказать все, что угодно? Нет, существуют запреты на противоречия, в результате которых и возможно существование величественного здания математической логики. Однако эти противоречия открывают широкий путь манипуляции сознанием других людей. В древности софисты использовали такие суждения, которые было трудно опровергнуть. Так, немецкий философ Иммануил Кант считал, что вещь в себе принципиально непознаваема. Он впервые четко сформулировал антиномии возникновения мира, показал их противоречивость. Антиномия - это такое умозаключение, в котором, при условии правильного доказательства, опирающегося на законы логики, вывод отрицает исходный тезис. И наоборот, если этот вывод мы возьмем за исходный тезис, то путем безупречных логических рассуждений мы придем к отрицанию исходного тезиса. Рассмотрим несколько примеров: Известна антиномия возникновения Вселенной. Допустим, что мир имеет начало во времени. Значит, был такой момент, когда мира еще не было. Отсюда следует, что из ничего возникло нечто, чего быть не может. Значит, мир не имеет начала во времени. Допустим, мир не имеет начала во времени. Тогда к настоящему времени прошел бесконечный ряд событий. Но бесконечность ряда в том и состоит, что она никогда не может быть завершена. Значит, предположение, что мир не имеет начала во времени неверно. Значит, мир имеет начало во времени. Это не логические фокусы, а свойства реального мира, показывающие ограниченность человеческого познания. Исходя из этих свойств, Кант сделал вывод о непознаваемости мира, а Гегель создал теорию, в которой противоречие является движущей силой познания. Наука логики Гегеля - стройная логическая система, в которой каждое из понятий переходит в последующее. Бытие и ничто, нечто и иное, бытие для себя и бытие для иного, конечное и бесконечное - пары противоречивых переходящих друг в друга логических категорий. Одной из знаменитых апорий Зенона является апория " Ахиллес и черепаха". Ахиллес бежит за черепахой со скоростью большей, чем скорость черепахи. Однако, утверждает Зенон, Ахиллес никогда не догонит черепаху. Обратим внимание на аргументацию Зенона. Действительно, пока Ахиллес добежит до места, где недавно была черепаха, она переместится в другое место, пока Ахиллес добежит до этого места, черепаха опять перейдет в другое место и т. д. Попробуйте опровергнуть Зенона. Таких парадоксов множество. Например, парадокс парикмахера, парадокс лжеца. Рассмотрим эти парадоксы: Парадокс парикмахера. В одном царстве царь издал указ, чтобы парикмахер стриг тех и только тех, кто не стрижет себя. Как в этом случае быть самому парикмахеру? Если он будет стричь себя, то он нарушит указ царя, если не будет - то по указу он должен будет стричь себя. Как поступить, если Ваш начальник даст Вам задание, аналогичное указу этого царя? Многие жалуются на своих начальников, что они дают им абсурдные и невыполнимые поручения. Не таков был Эзоп - умнейший из людей. Когда его господин обратился к нему за помощью, то, несмотря на абсурдность ситуации, в которую попал его хозяин из-за пьянства, Эзоп, рассуждая логически, помог сохранить своему господину имение. Дело было так. Хозяин Эзопа, находясь в нетрезвом состоянии, поспорил на свое имение, что он выпьет целое море. Протрезвев, он бросился к своему рабу Эзопу, прося его о помощи, так как этот умный раб многократно спасал его своими советами в трудных ситуациях. -Иди и выпей море, - сказал ему Эзоп. Но философ продолжал просить Эзопа, обещая ему свободу. Эзоп понимал, что хозяин не отпустит столь нужного ему раба, однако, сжалившись над ним, дал ему совет. -Когда все соберутся, ты войди в море и нагнись, как бы собираясь его выпить. Потом, как бы невзначай, обернись и спроси, впадают ли в море реки. Тебе скажут, что да, впадают. Тогда ты выйди из воды и попроси, чтобы они отделили реки от моря, ибо ты обещал выпить только море, а не море вместе с реками. Таким образом, мы можем поучиться у Эзопа, - не высказывать недовольства человеку, ставящему перед Вами невыполнимые задачи, а попросим его создать все необходимые условия для выполнения задания. С помощью логики Эзоп завоевал новые земли, принес своему царю огромные доходы. Чтобы избежать взаимных убийств и разрушений во время войны, по предложению Эзопа, цари задавали друг другу загадки. Кто не мог отгадать загадку, тот должен был откупаться землей и золотом. Эзоп составлял такие загадки, которые никто не мог отгадать, сам же отгадывал все загадки. Часто сама жизнь задает нам такие загадки, от решения которых зависит наш успех в делах и материальное благополучие. Знание логики, тренировка мышления, умение обосновать свое мнение и публично защитить его поможет нам решить стоящие перед нами задачи. Парадокс лжеца. Я всегда лгу - говорит человек. Но если он лжет, значит сейчас говорит правду, а если он говорит правду, значит, он действительно лжет. Как Вы выйдете из такой ситуации, если Вы в нее попали? Никогда не следует лгать. Итак, мы должны говорить только правду? Но это невозможно, если мы не хотим людям зла - говорит Сократ. Действительно, можно ли сказать правду врагу во время войны, всегда ли можно сказать правду больному, гордому, гневливому, пьяному и т. д.? Вот мы и оказались в такой противоречивой ситуации, когда, с одной сторо ны лгать нельзя, а с другой - нельзя сказать правду. Есть древний библейский принцип:прежде чем кого-то учить, научись сам. Вот мы сейчас и посмотрим, сможем ли мы сами выйти из этой противоречивой ситуации? Следует заметить, что на этом уровне - можно лгать или нельзя лгать - проблема не решается. Чтобы решить эту проблему, нужно выйти на другой уровень этой же проблемы. А почему, собственно говоря, в одних случаях мы говорим правду, а в других - нет? Каким принципом мы руководствуемся? Это и есть более общий принцип по отношению к предыдущему, это он диктует нам в одном случае говорить правду, а в другом - нет. Нахождение этого принципа и есть нахождение выхода. Какой это принцип? Делать добро - вот главный принцип. Говорить нам правду или нет - зависит от этого принципа. Итак, чтобы разрешить противоречие, мы должны указать более высокий логический, нравственный или религиозный принцип, который и разрешает это противоречие, примиряет кажущиеся противоположности. Однажды к Сократу, окруженному учениками, подошла гетера и спросила его: Сократ, что значит вся твоя философия, если мне стоит только глазом мигнуть, и все твои ученики будут у моих ног? Сократ ответил: подняться до уровня учителя гораздо труднее, чем пасть к ногам гетеры. Он не стал с ней спорить, он указал на высокий принцип нравственного воспитания молодых людей. В процессе доказательства той или иной истины можно идти от слабых аргументов к более сильным, постепенно усиливая логическую, нравственную и эмоциональную компоненты аргументов. В действительной жизни мы должны уметь пользоваться теми средствами доказательства и убеждения, которые наилучшим образом подходят в данной ситуации. Например, вы считаете данное направление развития фирмы перспективным, однако начальник с Вами не согласен. Вы хотите с помощью честных приемов убедить начальника. Вы проводите оценку перспектив, учитываете все виды затрат, анализируете все "за" и "против". Разумеется, что главными аргументами будут те, которые отражают интерес начальника и руководимой им фирмы. Это и есть ключ успешному проведению переговоров. На всякое решение оказывает влияние множество факторов. Наличие дополнительного фактора может переменить данное решение на противоположное, если для принимающих решение удельный вес этого фактора достаточно высок. Особенностью психологического фактора является то, что в течение времени вес аргумента может понижаться в сознании. Поэтому главные аргументы приберегают на решающий момент, когда наступает время принятия решения. В момент обсуждения Вы должны четко, ясно, преодолев все психологические барьеры общения, изложить свои аргументы в логической последовательности, располагая более сильные аргументы после менее сильных, оставляя некоторый запас аргументации на случай продолжения дискуссионной борьбы. Риторика дает возможность получить необходимые для этого знания и приобрести эти практические навыки. Подведем итог. Логика - оружие в дискуссионной борьбе. С помощью этого оружия Вы можете отстоять или защитить свою точку зрения, а так же обнаружить и показать другим слабые места во взглядах оппонента. Существуют логики, описывающие стабильные и динамические системы. Защищая свои взгляды, Вы можете выбирать виды оружия, свободно переходя от одного вида к другому. Жизнь перед нами часто ставит задачи, которые могут быть решены с помощью логических средств, умения мыслить и предвидеть возможные последствия своих действий. Практическое задание. Продумайте ситуацию: Вам нужно убедить начальника в перспективности развития нового направления деятельности фирмы. Какие аргументы Вы используете? В каком порядке Вы их расположите? Игровая ситуация. Разбейтесь по парам. Один начальник, другой подчинен- ный. С помощью продуманной системы аргументации подчиненный убеждает начальника в перспективности нового направления развития фирмы. Поменяйтесь ролями. Практическое задание. Покупатель попросил Вас рассказать о товаре, которым торгует Ваша фирма. С чего Вы начнете? Будете ли Вы говорить о недостатках товаров, которые хочет приобрести покупатель? Логическая задача. Двое путников подошли к реке. На пустынном берегу лежала одна лодка, на которой мог переплыть на противоположный берег только один путник. Тем не менее, путники благополучно переп


zaharov: http://shkola-26.ucoz.ru/forum/49-22-1

zaharov: http://cafe29.ru/content/view/24/1/

zaharov: http://www.school4you.ru/club/article70/

zaharov: http://blog.kp.ru/users/3168257/post138036691/

zaharov: http://psi-logic.narod.ru/psi/intro.htm

zaharov: Зачем нужны логические игры? http://forums.playground.ru/reklama/articles/693/ Вы никогда не задавались этим вопросом? Ведь на данный момент игр этих несметное количество, а играют в логические игры все повсеместно, а есть ли в них вообще смысл? Когда журналист хочет снять какую-то программу или режиссер планирует снять фильм, то кто-то вышестоящий обычно грозно спрашивает: «А какой смысл это делать? Чему учит эта программа/этот фильм? Какие выводы можно сделать, просмотрев это?». Вот и я задаюсь подобными вопросами только в отношении всеми любимых логических игр. И, пожалуй, сама и поразмышляю на этот счет. Для начала давайте определимся с объектом обсуждения. Логические игры – это звучит чересчур общо, давайте выделим несколько жанров, о которых и пойдет речь. Давайте я выберу жанры, которые импонируют именно мне, надеюсь, вы в обиде не останетесь. Что же, тогда, давайте проанализируем такие жанры, как маджонг, шарики, судоку, сапер и морской бой. Проанализируем – это звучит слишком громко, пусть эти игры будут просто представителями логических игр в нашем глобальном разговоре об оных. Итак, зачем может быть нужна для общего развития человека такая игра, как маджонг? Скачать маджонг в наше время не составляет никакого труда, а играть в маджонг онлайн – это также привычно, как чистить зубы по утрам, но не вредно ли так много играть в него? Я узнала, что маджонг – это древняя восточная игра, в которую вкладывали смысл и дух целые поколения китайских императоров и известных личностей. Игра эта наполнена символами и знаками. А ведь восточная философия во многом состоит из этих таинств, значит, они могут многому научить человека. Кроме того, поиграв в эту игру некоторое время, могу с уверенностью заявить, что она вовсе не глупа и не элементарна. Чтобы передвигать эти фишки требуется большая смекалка и логика. А с более трудными уровнями эти качества постепенно могут и нарастать. Сапер и морской бой – с первого взгляда эти игры могут показаться совсем «не развивающими» никакой аспект мозга «стрелялками». Но не тут то было. В обеих этих играх требуется обладать хорошим просчетом, чтоб разгромить противника . Я, конечно, не отрицаю того, что многие играют даже в самые великие игры абсолютно бездумно, но это уже проблема конкретного человека. Если ты хочешь развиваться, то будь добросовестно проходи игру и ставь себе определенные цели. И напоследок у нас остались шарики и судоку. Даже не знаю, почему я объединяю два эти жанра логических игр, но в моей голове они тесно связаны. Видимо, лично у меня они развивают схожие качества. Да, именно развивают, эти логические игры тоже способны развивать неплохие качества. Хоть и может показаться, в особенности о шариках, что игры эти направлены лишь на расслабление и некое зомбирование, но это не так. Играть в шарики и судоку онлайн очень полезно. В этих играх есть своя определенная последовательность хода игры, которую можно угадать и подстроиться под нее, что в итоге становится очень увлекательным.



полная версия страницы