Форум » "Какая логика нужна студенту?" (с) А.А. Захаров » Гносеологические принципы теорий » Ответить

Гносеологические принципы теорий

zaharov: Гносеологические принципы теорий А.А. Захаров http://arkadijzakharov.narod.ru http://www.ooo245.ru/ Говоря о гносеологических принципах теорий необходимо поставить следующие во-просы: 1. Все ли теории принимают идеализации? А главное – какова зависимость идеализа-ций от решаемых с их помощью задач? 2. Существуют ли принципы истинности теорий, т. е. принципы, которые являются законами истинности? А если существуют, то каковы они? 3. Если каждая теория принимает какие-то идеализации, а, кроме того, призвана ре-шать задачи относительно и материальной и идеализированной действительности, то, что является предметом теории? 4. Ясно, что вопросы, задаваемые в области научного познания, порой довольно резко отличаются от вопросов, задаваемых в обыденной жизни. Тогда возникает задача найти скрытые идеализации, предусматриваемые эти-ми вопросами, и в соответствии с ними определять истинность ответа на них. Отвечая на данные вопросы, выделим следующее: Во-первых, законы теорий предназначены для описания существенного в исследуемых теориями областях. При этом стоит задача дать это существенное в чистом виде, т. е. в от-влечении ото всего несущественного для решения тех или иных задач. Существенное в ма-тематизированных науках можно доводить до «предела», например, до бесконечности. Тогда несущественное возможно доводить до нуля. Это и будет отвлечением от несущественного. Но это пределы. В нематематизированных науках, где невозможно какие-то свойства доводить до бесконечности или до нуля, все равно применяются какие-то обобщения, упро-щения, огрубления и т. п. методы. Все эти методы, включающие доведения признаков до «предела», являются идеализациями реального исследуемого объекта. Поэтому можно сформулировать принцип необходимости идеализаций для выявления сущности исследуемого объекта в чистом виде, т. е. в отвлечении ото всего несущественного при решении поставленной задачи. Кратко его можно назвать принципом необходимости идеализаций. Во-вторых, любая теория, как известно, должна быть истинной. В связи с этим необхо-димо уточнить понятие истинности и на этой основе сформулировать принцип истинности относительно принятых идеализаций. Так как истинность относительна применительно к идеализациям и так как каждая теория принимает свои идеализации, то истинность каждой теории специфична. Это находит свое выражение в принципе плюрализма истинности. Так как истинность плюралистична, то ее можно классифицировать, подразделяя на классы, подклассы и т.д. В первую очередь истинность классифицируется на аналитическую и эмпирическую. Эмпирическая истинность, а точнее – достоверность, характеризует соответствие при-писывания (предиката субъекту суждения) присущности (свойств или отношений, выражае-мых предикатом, объекту, выраженному субъектом суждения). В-третьих, так как теория нечто утверждает об идеализированных предметах, то ис-тинность теорий может быть только аналитической истинностью. А истинность приложений теорий в случае, когда речь идет об индивидуальных материальных объектах, может быть и эмпирической, когда соответствие устанавливается с помощью чувственных восприятий. Аналитические предметы теорий отличаются от эмпирических предметов приложений теорий. Первые называются непосредственными, а вторые – опосредованными. В четвертых, говоря о теории необходимо отметить, что теория есть совокупность аналитически истинных суждений. Суждения же в свою очередь могут быть рассмотрены как ответ на вопрос, в данном случае ответ на научный вопрос. Научный вопрос – вопрос, на который нельзя получить истинного ответа без анализа скрытых предпосылок данного вопроса. Поэтому основное внимание уделяется именно анализу скрытых предпосылок. Обыденный вопрос – это вопрос, который главным образом фигурирует в обыденном мышлении. Он не требует анализа скрытых предпосылок и является корректным, если все явные его предпосылки истинны. Знакомство читателя с этими вопросами, как об этом свидетельствует практика, должно улучшить его методологическую подготовку. А в некоторых случаях – даже поможет в научной деятельности. Например, чтобы доказать истинность предлагаемой автором теории не надо ниспровергать истинность предшествующей теории, а надо показать отличие принятых идеализаций от идеализаций, принимаемых предшественником. Это сократит бесполезный труд и будет правильным решением проблемы. Тогда станет ясным, что истинность новой теории отличается от истинности старой теории, т. е. обе теории могут быть истинными, но истинными при различных идеализациях. Литература: 1. Захаров А.А., Захарова Т.Г. Как написать и защитить диссертацию. – Спб.: Питер, 2004. 2. Петров Ю.А., Захаров А.А. Практическая методология. – Озерск: ОТИ МИФИ, 2001. 3. Петров Ю.А., Захаров А.А. Методологические принципы теорий. – Озерск: ОТИ МИФИ, 2000. 4. Петров Ю.А., Захаров А.А. Общая методология мышления (для тех, кто хочет каче-ственно написать диссертацию), 2-е изд. – М.: Московский философский фонд, 2004. 5. Захаров А.А., Захарова Т.Г. Дневник аспиранта (алгоритм подготовки диссертации), изд. 6-е, дораб. – М.: Московский философский фонд, 2005. 6. Захаров А.А. Двадцать шесть времен за двадцать шесть минут. - М.: 2003; «Двена-дцать времен за двадцать четыре минуты». - М.: 2003.См.также: www.zaharov.ozersk.info , zaharov@bsim.ru

Ответов - 0



полная версия страницы