Форум » "Какая логика нужна преподавателю?" (с) Ю.А. Петров » Какая логика нужна преподавателю » Ответить

Какая логика нужна преподавателю

zaharov: Какая логика нужна преподавателю (проблема перестройки логики и ее преподавания) Ю.А. Петров А.А. Захаров http://arkadijzakharov.narod.ru http://www.ooo245.ru/ http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=910&binn_rubrik_pl_articles=77 Преподавание логики, содержание которой изложено в учебниках по традиционной логике, неизбежно приведет к ликвидации преподавания логики в вузах как дисциплины, не имеющей значения для воспитания культуры мышления ни студентов, ни преподавателей. (Курс математической логики для студентов физико-математических факультетов не рассчитан на повышение уровня обычного мышления, а выполняет другую важную функцию, способствуя лучшему пониманию математики, логического строения математических теорий, структуры математических доказательств). Необходимо построение новой логики – логики и практической методологии правильного (культурного) мышления, которая преподавалась бы методом решения проблемных мыслительных задач. Такая логика должна быть практической логикой. Традиционная и математическая логика будут лишь ее теоретической базой. Допустим, например, что обучаемый полностью усвоил весь преподаваемый на заняти-ях материал. К примеру, он знает, каких видов бывают понятия и каких типов бывают опре-деления, может производить деление понятий и т.п. Но что он будет с этим багажом делать? Как он ему поможет решать самые простые, но массовые мыслительные задачи? На это тра-диционная логика ответа не дает. Это не в ее компетенции. Из вышесказанного следует, что преподавание традиционной логики мало что может дать для повышения культуры мышления. Само ее содержание таково, что она не предназна-чена для выполнения этой задачи. Это не говорит о том, что сама по себе традиционная логика плоха. Она наука как нау-ка. Однако с ней нельзя поступать, как мартышка с очками. Тогда не будет и проблем. Тра-диционная логика имеет определенное значение для науки в качестве ее логического основания. Многие и сейчас этого не понимают. Вероятно, по этой причине предназначение традиционной логики видят только в том, что эта логика мышления. Иначе говоря, тра-диционную логику считают инструментом воспитания культуры мышления. Но, так как этой почетной функции традиционная логика не выполняет (и не может объективно выполнять), то быстро в ней разочаровываются. Вот такой конец ожидает в недалеком будущем преподавание логики в вузах, как было это в свое время с преподаванием логики в средней школе. Что же делать? Отказаться от задачи воспитания культуры мышления? Но ведь всем видно, что она так низка у многих людей умственного труда! На наш взгляд, преподавание логики должно быть направлено на воспитания культуры мышления в процессе самой педагогической дея-тельности, на любых занятиях, всеми преподавателями (химиками, физиками, языковедами, географами, экономистами и т.п.). Обучение культурному мышлению только тогда приведет к результатам, когда этим будут заниматься не отдельные преподаватели логики, а все пре-подаватели на всех занятиях, когда сами преподаватели будут культурно мыслить, когда ло-гика будет помогать усваивать учебный материал. Тогда не будет возникать "проклятый во-прос": зачем химику (географу, физику и т.д.) знать логику? Зачем его учат этой дисципли-не? Чтобы сдать экзамен и забыть как ненужное? Логика должна помогать решать задачи студентам, преподавателям и в целом всем специалистам. В качестве примера можем представить себе следующие проблемные ситуации: Идет экзамены. Студент дает определение какого-то понятия. Преподаватель с таким определени-ем не согласен. Как быть? (2) Преподаватель дает задание составить план сочинения. Сту-дент представляет "плохой" план. А какой "хороший" и как его сделать? (3) Студент пишет работу и ему нужно дать тому или иному понятию надлежащее определение. А каким оно должно быть и как его выбрать или придумать самому? (4) Для решения поставленной перед Студентом задачи нужно дать классификацию изучаемых объектов. Что это такое – известно. Но как дать классификацию, пригодную для решения именно данной задачи? (5) Студент затрудняется сформулировать точно отрицание данного (сложного) утверждения. Как ему помочь? (6) Студент допустил ошибку в обосновании некоторого утверждения. Как выявить и разъяснить сущность ошибки? (7) Как сформулировать корректно вопрос, касающийся конкретной ситуации? (8) Как научить студентов корректно ставить вопросы и правильно отвечать на них? (9) Как правильно построить студенческую работу, статью, диссертацию? (10) Наконец, как выбрать идеализации для теории, чтобы она выражала существо решаемой задачи и отвлекалась ото всего несущественного для ее решения? И как установить истинность или ложность законов данной теории? Это все примеры мыслительных проблемных ситуаций (сокращенно: МПС), которые должны быть эффективно разрешаемы. А для этого должны быть найдены эффективные ме-тоды решения мыслительных задач. Такие методы должны формулироваться в виде правил. Эти правила не формальные и не алгоритмические, но все же должны быть достаточно чет-кими и ясными. Они и будут принадлежать педагогической логике. Поэтому педагогическую логику можно понимать как совокупность правил решения мыслительных задач (или разрешения МПС). Если мы не сделаем этого, то нынешняя ситуация приведет к тому, о чем было сказано в самом начале данной статьи.

Ответов - 1

Lukin: zaharov пишет: Студент пишет работу и ему нужно дать тому или иному понятию надлежащее определение. А каким оно должно быть и как его выбрать или придумать самому? (4) Для решения поставленной перед Студентом задачи нужно дать классификацию изучаемых объектов. Что это такое – известно. Но как дать классификацию, пригодную для решения именно данной задачи? (5) Студент затрудняется сформулировать точно отрицание данного (сложного) утверждения. Как ему помочь? уверен, все студенты сталкиваются с такой проблемой... и ее надо как то решать!



полная версия страницы