Форум » "Какая логика нужна преподавателю?" (с) Ю.А. Петров » Диалектическая логика, основные принципы и проблемы диалектической логики » Ответить

Диалектическая логика, основные принципы и проблемы диалектической логики

zaharov: Диалектическая логика, основные принципы и проблемы диалектической логики http://mauma.ru/ http://www.liot.oti.ru/works.htm Диалектическая логика в развитом виде возникла в трудах представителей немецкой классической философии в начале XIX в. и стала наукой в середине XIX в. в философии марксизма. Будучи относительно молодой научной дисциплиной по сравнению, например, с формальной логикой, имеющей более чем двухтысячелетнюю историю, диалектическая логика уже успела продемонстрировать свою большую эвристическую ценность. Свидетельство тому — теоретические результаты, полученные в исследованиях классиков марксизма-ленинизма: в «Капитале» К. Маркса, в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельса, в трудах И. Ленина «Империализм, как высшая стадия капитализма», «Государство и революция» и др. Вместе с тем у диалектической логики есть одно «уязвимое место», свойственное большинству молодых дисциплин. Она не получила еще систематического изложения. Однако состояние исследований в области диалектической логики дает весьма большие основания для оптимизма. Здесь плодотворны результаты (хотя и в различной степени) многих советских и зарубежных философов. Специалисты по диалектической логике расходятся между собой по ряду важных вопросов. Как и в любой науке, здесь так же существуют различные воззрения, различные точки зрения по тем или иным нерешенным вопросам, выдвигаемые в их защиту аргументы. Но подобные расхождения не касаются статуса диалектической логики как научной дисциплины в ряду других логических наук. Отказываясь от позитивистского изображения ее предмета как «совокупности методов» наук, ученые рассматривают его как способ мышления, не сводимый, по существу, ни к формально-логическим процессам, ни к логике научного исследования (логике науки). Науку нельзя отделить от ее представителей (включая и ее создателей) с выдвинутыми ими положениями и доказательствами. Ученые всегда ссылались на положения своих предшественников, создателей той или иной науки или теории. Это имеет место и в естествознании, и в обществоведении. Не составляет исключения и марксистская наука. Пытаясь лишить последнюю статуса научности, известный антикоммунист И. Бохенский утверждает, будто коммунистическая идеология «противопоставляет науке положения Маркса, Энгельса и Ленина» Однако представители коммунистической идеологии вовсе не противопоставляют высказывания Маркса, Энгельса, Ленина науке, тем более что не существует некой безликой, абстрактной науки как символа веры, которой можно прикрыть отсутствие аргументов и слабость своих позиций. Они не могут не опираться на высказывания Маркса, Энгельса, Ленина при рассмотрении тех или иных вопросов, причем видят в них положения, которые обогащаются и развиваются с углублением научного познания. Среди вопросов, активно обсуждаемых в нашей философской литературе, особый интерес представляет вопрос о месте диалектической логики в системе диалектического материализма. Широко известны слова В. И. Ленина о том, что в «Капитале» «применена к одной науке логика, диалектика и теория познания [не надо 3-х слов: это одно и то же] материализма, взявшего все ценное у Гегеля и двинувшего сие ценное вперед». Следует ли понимать это высказывание в том смысле, что не надо различать понятия «диалектика», «диалектическая логика», «теория познания»? Конечно нет. Диалектика — это то общее, что свойственно диалектике вещей, диалектике понятий и диалектике отношения мышления и бытия, субъекта и объекта. Диалектика, писал Ф. Энгельс,— это «наука о наиболее общих законах всякого движения. Это означает, что ее законы должны иметь силу как для движения в природе и человеческой истории, так и для движения мышления» Характеризуя наиболее общие законы всякого развития, движения, диалектика одинакова как в материальном мире, так и в мышлении. Но субъективная диалектика, будучи отражением объективной, тем не менее отличается от нее. Она совершается в формах мышления, что и обусловливает ее особенности. Логику интересует прежде всего вопрос об отношении форм мышления, познания к их содержанию. О различии диалектики вообще и диалектики понятий (логики) писал В. И. Ленин, рассматривая гегелевский анализ философии Эпикура: «Верно только указание на незнание диалектики вообще и диалектики понятий. Но критика материализма швах». Конечно, в мышлении действуют все законы диалектики, но здесь развитие идет от абстрактного понятия к конкретному, чего нельзя сказать об объективном мире. Что же касается теории познания, то, характеризуя соотношение материального и идеального, она вместе с тем не совпадает целиком с диалектикой как логикой. В. И. Ленин писал: «К Гегелю надо бы вернуться для разбора шаг за шагом какой-либо ходячей логики и теории познания кантианца и т. п.». И далее: «Единство теоретической идеи (познания) и практики... и это единство именно в теории познания...» Таким образом, слова В. И. Ленина о тождестве диалектики, логики и теории познания означают, что и связи вещей, и связи понятий, и связи материального с идеальным — все это подчиняется законам диалектики. Все есть диалектика, и в этом смысле действительно не надо трех слов. Но отсюда отнюдь не следует, что в различных проявлениях она лишена каких бы то ни было особенностей. Особенности диалектики как логики и составляют предмет данной книги. Авторы рассматривают законы диалектики в качестве законов диалектической логики. «Единственным содержанием мышления,— писал Ф. Энгельс,— являются мир и законы мышления». Он отмечал, что «диалектические законы являются действительными законами развития природы и, значит, имеют силу также и для теоретического естествознания» Диалектическая логика, как логика теоретического познания, имеет своим содержанием именно законы диалектики. Излагая основные положения диалектической логики, авторы данной книги рассматривают следующие ее разделы: 1) общее содержание и принципы диалектической логики; 2) субординацию форм мышления, а также их необходимую связь с законами диалектики в структуре теоретического знания; 3) теорию доказательства (последняя относится к области ее основных следствий). В связи с общей характеристикой предмета диалектической логики встает вопрос о ее соотношении с формальной логикой. Термины «формальная», «формализованная» и «формалистичная» мы понимаем и употребляем следующим образом. Формальная — значит одинаково применимая ко всем трем уровням человеческого мышления (познания) — обыденному, научно-эмпирическому и научно-теоретическому. Формализованная — значит «очищенная» от всякой конкретной специфической привязанности к тому или иному уровню мышления (познания) и связанная главным образом с языковой формой. Таковой является современная формальная логика. Формалистичная— значит бессодержательная, совершенно оторванная от какого бы то ни было конкретного содержания. Формальная логика не противостоит диалектической логике как содержательной. Гегелевская логика не была формальной, тем не менее К. Маркс справедливо критиковал ее за формализм. Формальная логика формальна в том смысле, что она изучает логические связи, одинаковые для любого конкретного уровня мышления. Классическая формальная логика не была в полном смысле слова формальной, и на это справедливо указывали известные специалисты в области формальной логики — Я. Лукасевич и другие. Причиной тех ее особенностей, которые не позволяли ей быть чисто формальной, или формализованной, была ее «привязанность» к определенному уровню мышления (Аристотель логически осмысливал обыденный уровень знания в своей силлогистике, а Ф. Бэкон — эмпирический уровень мышления в своей индуктивной логике). Формальную логику часто характеризуют как науку об истинном мышлении, или мышлении, обеспечивающем истинный результат (вывод). Здесь речь идет о мышлении как таковом не случайно. Законы формальной логики выражают такие логические связи, которые присутствуют на всех уровнях мышления. Что касается диалектической логики, то она представляет собой логико-методологическое осмысление теоретического уровня познания. Диалектическая логика — это наука о законах и формах движения и развития теоретического мышления. Теоретическое мышление содержит в себе в «снятом» виде обыденный и эмпирический уровни познания. Поэтому оно не может не включать в себя в качестве подчиненных моментов общие принципы классической формальной логики. Но диалектическая логика отличается от формальной логики подобно тому, как химия отличается от физики, т. е. одна наука о природе от другой науки о природе. Обе логические дисциплины имеют общий объект в самом широком смысле — мышление. То, что делает диалектику логикой, диалектической логикой,— это формы мышления, в которые воплощаются законы диалектики, становясь принципами мышления. Это означает, что они выступают как начала теоретического мышления, сохраняющиеся на всех его этапах и во всех звеньях. Всякая логика включает в себя теорию доказательства. Научное доказательство отличается от доказательства на обыденном уровне познания. Последнее было осмыслено Аристотелем в составе его силлогистической логики. Теория доказательства в диалектической логике отражает особенности логики теоретического мышления. Ф. Энгельс обращал внимание на то, что «почти все доказательства высшей математики, начиная с первых доказательств дифференциального исчисления, являются, с точки зрения элементарной математики, строго говоря, неверными. Иначе оно и не может быть, если, как это делается здесь (речь идет о Е. Дюринге.— Авт.), результаты, добытые в диалектической области, хотят доказать посредством формальной логики». Теория доказательства основывается всегда на определенных логических принципах и теории вывода и составляет необходимую завершающую часть (раздел) логики. Авторы считают книгу всего лишь наброском целостного изложения предмета, охватывающим рассмотрение основных понятий данной научной дисциплины, и будут благодарны за всякую аргументированную критику.

Ответов - 1

zaharov: Что такое диалектика по Ивину А.А.



полная версия страницы